Недавно одна разумная мама задала мне вопрос: как сделать обучение интересным для ребенка, невзирая на рутину. Задачу превращения обучения в приятный творческий процесс она задумала решать самостоятельно, не дожидаясь помощи от школы. Разговоры об изменении школьной системы ведутся бесконечно, а самих изменений нет еще со времен наших родителей, если не бабушек. Редкие положительные примеры не в счет именно в силу своей редкости. Большинство детей ходит в школу, ориентированную на послушание, рутину и зубрежку. Такой подход оставляет в стороне индивидуальные способности ребенка, но зато прививает стойкое отвращение к учебе на долгие годы.
Задача родителей в этой ситуации – помочь ребенку увидеть в учебе смысл или удовольствие. Именно это интуитивно и пытается делать большинство пап и мам, когда рассказывает младшеклассникам, какая счастливая жизнь у них наступит после окончания школы, если они будут образованными людьми. Ошибка заключается в том, что у ребенка другое восприятие времени, чем у взрослого. И поэтому разговоры про армию через десять лет или хорошую денежную работу через пятнадцать увлечь его никак не могут. В семь лет трудно представить, что будет происходить в такой «далекой старости», а вот прогулка с другом вместо уроков выглядит очень привлекательно. Разговоры об отметках тоже не помогут, во всяком случае – в начальной и средней школе. Оценки могут мотивировать человека в старшем возрасте, когда он уже способен связать свой аттестат с перспективами будущего. В начальной же школе ребенок будет стараться стать отличником только из любви к вам. Да и со знаниями отметки, как мы понимаем, связаны не всегда, отражая скорее способность ребенка подстраиваться под человеческие особенности учителя и долго сидеть не шевелясь. Значит, этот путь мотивации тоже не слишком хорош.
И все же помочь ребенку можно. Чтобы учеба была результативной и приятной, надо ставить перед ним конечные, понятные цели. A сами знания и навыки должны увязываться между собой и образовывать некое целое. Лучше всего учиться «проектами»: большими законченными темами, в которых будут пересекаться разные науки. Еще лучше, если ребенок сможет выбирать тему самостоятельно, с учетом своих склонностей и интересов, а потом проводить по ней законченное исследование. Например, лет в десять-двенадцать это может быть жизнь средневекового замка. Чтобы его построить, надо изучить историческую литературу, исследовать свойства различных материалов и выбрать наиболее подходящие, а также посмотреть атлас Европы, чтобы найти для своего строения лучшее место. Во время самого строительства будет развиваться мелкая моторика. Потом, чтобы отразить неприятельскую осаду, ребенок прочтет статью по баллистике в детской энциклопедии, а во время «землетрясения» или «наводнения» вникнет в устройство земной коры или особенности паводков европейских рек. Полученные таким путем знания связываются в голове ребенка с практическими понятиями, встраиваются в окружающий его предметный мир и вообще могут быть использованы в реальных жизненных ситуациях, а не осядут мертвым грузом. Кроме того, человек привыкает самостоятельно формулировать задачу, проводить исследовательскую работу и получать результат, а не тупо зазубривать то, что ему велели, «от сих до сих». В дальнейшей жизни этот навык пригодится ему гораздо больше, чем выученные на «пять» учебники по физике или биологии.
Недостаток подобного подхода в том, что его не всегда можно соотнести с существующей школьной программой. Поэтому стоит оставить такие исследования для внешкольных занятий, а для внесения смысла в домашние задания применять другие хитрости. Например, чтобы при изучении прописей у ребенка не возникало ощущения дурной бесконечности, имеет смысл заранее показать ему, как выглядит конечный результат – алфавит, и каждую неделю отслеживать вместе с ним, сколько букв уже пройдено, а сколько еще осталось. Еще хороши различные поощрения за выученное или сделанное. Например, поход в зоопарк после изучения земноводных или в Исторический музей – по завершении очередной темы по истории.