Арина Коровина учитель колледжа и мама 3 школьников |
«Как мама троих детей, которые учатся в трех разных школах, хотела бы посоветовать родителям первоклашек, в первую очередь, перестать суетиться и отбросить панику.
Прежде чем беспрестанно советовать ребенку: «Держи спину прямо, записывай все, не забудь спросить, если не понял и т.д.» — остановитесь и посмотрите в зеркало. Скорее всего, у вас уже свело лоб нервной судорогой, а глаза смотрят в разные стороны, пытаясь услышать всех сразу. Дайте все вышесказанные советы себе! Расслабьте ваше лицо, не хмурьтесь, вашему малышу сейчас нужна уверенность, что все идет правильно, он это увидит в ваших глазах, вы должны излучать спокойствие.
А в дальнейшем я бы пожелала не забывать, что учитель выполняет свою работу много лет, не мешайте ему.
Еще совет — собирайте работы детей, разные, по разным предметам, не только художественные. Если их выкидывать, то ребенок постепенно учится обесценивать свой труд. При некоторых обстоятельствах, перестает понимать, зачем вообще выполнять задания.
И да, записывайте все, слушайте всех, но не принимайте решения сгоряча, контролируйте успеваемость, вникайте, заставляйте читать, заставляйте красиво писать. Это уже из опыта работы со старшими детьми. Те, кто приходят в колледж с красивым почерком, более сообразительны, они обладают большим жизненным опытом. Кроме того, они чаще способны грамотно выразить мысль вслух».
Ксения Волкова Молодой учитель начальных классов |
Учите ребенка быть самостоятельным. Самостоятельный ребенок чувствует себя свободным. Конечно, самостоятельность должна проявляться в разумных для данного возраста пределах. Но не надо чересчур ограничивать свободу ребенка, иначе он или она попытается ее получить, влезая в различные опасные ситуации.
Не позволяйте ребенку носить в школу планшет. Время, которое тратится на планшет, можно потратить на гораздо более полезные вещи.
Чем позже ваше чадо зарегистрируется в сети «ВКонтакте» или в любой другой социальной сети, тем лучше. Ребенок не только не почерпнет оттуда ничего хорошего, но и, скорее всего, наберется всяких нехороших вещей.
Родители, читайте книги! И с ребенком, и без него. Дети берут пример с нас, взрослых людей. И если мы будем читать, то и дети будут нам подражать. Чтение расширяет кругозор детей и их словарный запас.
Учите ребенка ценить время! Объясните ему, что не надо откладывать на потом то, что можно сделать сейчас. Время — самое драгоценное, что у нас есть!»
Кирилл Стаунэ Работал учителем |
«В моей самой обыкновенной общеобразовательной школе главной проблемой для детей было то, что родители мало интересуются, а потому и не понимают тонкостей школьной жизни. Есть разница между обучением и воспитанием. Родители пропадают на работах, а дети предоставлены себе большую часть времени. Но дети «как-то не воспитываются сами».
Чем старше, тем это заметнее. Многие думают так: отдал дите в школу и забыл про него, пусть там варится, там учителя.
Решить такую проблему можно ежедневными внимательными разговорами с ребенком после прихода с работы, а не «скорее отдыхать». Больше говорите с ребенком, смотрите на его реакцию, охотно ли он делится прошедшим днем или сидит с кислой миной».
Алла Лифашина Учитель начальных классов |
«В первый учебный год дети сталкиваются с проблемой перехода в совершенно новый статус — из дошкольника они превращаются в школьников, а это значит: новые правила поведения, новый распорядок дня, новые люди, новые требования. Это большой стресс для каждого ребенка.
Родителям нужно побольше говорить с детьми о школе, расспрашивать их о том, как прошел их школьный день, что нового они узнали, что развеселило или, наоборот, расстроило их. Такие вопросы не только дают родителям узнать побольше нового, но и детей наталкивают на рефлексию. А детям крайне важно обозначать словами то, что они переживают».
Анна Иванова Учитель начальных классов |
«Учитель — это человек, истинные результаты труда которого отследить достаточно сложно. Особенно в начальной школе.
Самый «бросающийся в глаза» критерий оценки работы — то, как педагог может удерживать дисциплину и внимание детей на уроке. Родители уверены, что учитель сразу становится человеком, который может одним движением руки утихомирить класс из тридцати бойких, шумных ребят.
Мне достался класс, с которым с трудом справляются опытные учителя: детишки смышленые, но очень уж активные. Я работала со сложными ребятами во время практики, но одно дело — просто провести несколько уроков, другое — быть классным руководителем и в одиночку следить за всеми детьми одновременно. Ушел не один месяц на то, чтобы найти с классом общий язык, но после этого работа именно с классом пошла как по маслу.
А вот родители не забыли, как начинался год, и отделаться от образа новичка в глазах некоторых из них стало почти невозможно. Были, конечно, люди понимающие — у них, как правило, дети спокойнее и собраннее. Но попадаются и такие, кто не хочет воспринимать никаких советов по работе с ребенком дома (ничего сверхъестественного не предлагала, однажды попросила хотя бы перестать делать за ребенка домашнее задание) из-за того, что я «зеленая еще», своих детей не имею и не представляю, как это сложно. Удивительно, но эти же родители чаще всего уверены, что, на самом деле, воспитанием должна заниматься школа, а родительский долг заключается в покупке ребенку еды, одежды и игрушек. Это, пожалуй, и есть самая большая проблема, с которой пришлось столкнуться в первый год.
Отсюда совет родителям. У нас одна общая цель: помочь ребенку вырасти хорошим и образованным человеком, который умеет думать и размышлять, и который точно знает, чего хочет. Поодиночке у нас этого не получится. Только сотрудничество дает шанс на успех».
Даниил Беляков Начинающий учитель |
«Если включить все мои знания по педагогике, опыт и здравый смысл, то можно сказать, что основная трудность для ребенка в школе — это изменение основного вида деятельности. Ребенок в 7 лет переходит от игровой деятельности к учебной. Учителям вместе с родителями необходимо сделать этот переход как можно более плавным.
Еще раз отмечу, что важна именно совместная работа родителей и первой учительницы или учителя. Первый учитель для ребенка — непререкаемый авторитет, и, если между двумя важными составляющими учебного процесса будет конфликт, то ребенок окажется между двух огней.
Очень важно показать ребенку, что процесс познания сам по себе — это удовольствие. В психологии это называется внутренняя положительная мотивация к учению.
Также, на мой взгляд, важно постоянно мониторить обстановку в детском коллективе. Ребенок должен понимать, что родитель — его опора и защитник, что ему можно рассказать все. Но тут необходимо не вмешиваться во внутренние конфликты, а именно научить его справляться с ними».
Наталья Кацевич Руководитель психологической службы Школы сотрудничества |
«То, как ребенок адаптируется к школе, зависит от множества факторов — от учителя, от школы, от семьи, от того, ходил ли он в детский сад, и так далее.
Первый класс совпадает с кризисом 7 лет, поэтому в это время важно, например, спокойно разговаривать с ребенком: иначе ему передадутся ваши тревоги и переживания.
Конечно, нужно придерживаться режима дня и не проводить четкого разделения между жизнью до школы и жизнью в школе — продолжайте читать ему сказки, не отбирайте игрушки, а лучше используйте их с образовательными целями.
Общие требования семьи и школы не должны противоречить друг другу. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, не требуйте, а договаривайтесь. Не встречайте из школы с вопросами «Как ты себя вел?», «Что тебе поставили?» — иначе ребенок быстро потеряет интерес. Важно мотивировать его на успех, постоянно поддерживать позитивную самооценку.
Но вообще мы в «Школе сотрудничества» считаем, что школа — это не какая-то подготовка к жизни, это и есть жизнь — здесь и сейчас. К первому классу это тоже относится: сильно переживать на этот счет не стоит».