Правила
Матч длится два тайма по десять минут. В каждой команде по семь игроков-пуговиц — вратарь, два защитника, два полузащитника и два нападающих. Функцию мяча выполняет маленькая пуговица с четырьмя дырками. Перед началом игры мяч подбрасывается над центром поля — на чью половину он упадет, тот и бьет первым.
Участники по очереди бьют специальной биткой по пуговицам-игрокам. В качестве битки берется любая пуговица (не из числа игроков), которую удобно держать в руках. Забивать можно только с половины противника. Вратаря можно перемещать в любой момент во время своего хода — чтобы закрыть нужный угол или сократить угол обстрела, чуть выведя его вперед. Вратарь — единственный игрок, который может брать мяч в руки — то есть накрывать его собой. После этого следует удар от ворот.
Аут выбрасывается следующим образом: мяч должен касаться и поля, и игрока — то есть пуговица ставится практически набок. Гол, забитый из аута, не засчитывается. Угловой бьется в два удара. Офсайдов нет, но есть штрафные, пенальти, а также желтые и красные карточки. Штрафной дается, если игрок заденет другого игрока, не коснувшись при этом мяча, или сыграет рукой, не будучи при этом вратарем. Желтые карточки даются за то, что игрок выбил другого за пределы поля, не коснувшись мяча, или ударил по другому игроку сзади, также не коснувшись мяча.
Сергей Бунтман журналист, радиоведущий |
«Пуговичный футбол — это древнее искусство. Это игра бедных, которая не требует никаких материальных средств. Игра была распространенная, особенно в моем детстве, и существует множество разных версий со своими правилами. В эту игру играли многие знаменитые люди — например актер Лев Дуров, актер Игорь Владимирович Ильинский, его сын Владимир Игоревич, корреспондент «Эха Москвы», спортивный журналист Саша Нилин.
Есть варианты, где играют 11 на 11 на большом поле. Мы играем 7 на 7. Мы постоянно добавляем пуговицы в нашу коллекцию, хотя сейчас крупные находить все сложнее. Многие пуговицы приносили нам друзья, коллеги по «Эху». Иногда приходилось выпрашивать кого-то отдать запасные. У нас есть пуговицы, найденные на помойке, пуговицы со старых пальто. Вратарь должен быть большим и уметь накрывать мяч, все остальные должны хорошо скользить, пуговицы с заточенным углом — это нападающие. В качестве мяча используется маленькая рубашечная пуговица — обязательно с четырьмя дырками. У каждого игрока должно быть пуговичное прошлое.
«У легендарного ричарда стронга очень сильный удар — однажды он даже разбил мяч об шкаф»
Я в пуговичный футбол начал играть в 1968 году, меня научил играть одноклассник, и мне было тогда 12 лет. Я сразу начал собирать свою команду — некоторые пуговицы у меня сохранились с тех пор. Каждая новая пуговица должна получить свое имя: крещение футболиста — это особое занятие. На некоторых пуговицах имена даже нацарапаны иголкой. В основном имена мы придумываем сами. Например, есть легендарный футболист Ричард Стронг — это самая первая пуговица. Долгое время он был лучшим бомбардиром, сейчас его уже обошли другие пуговицы с заточенными краями. Но у него очень сильный удар — однажды он даже разбил мяч об шкаф. Есть босниец Рамаданович, есть турок Эфер Алган. В честь реальных футболистов пуговицы можно называть только в редких случаях. У нас есть реальные голландцы, ирландцы, валлийцы — но это в основном пуговицы, которые нам кто-нибудь подарил. Есть несколько пуговиц, которые названы в честь игроков «Манчестер Юнайтед», погибших в 1958 году в авиационной катастрофе.
Мы перепробовали разные поля — сейчас у нас поле из ДСП со слегка отбитыми концами. Моя мама когда-то нашла его на помойке и притащила домой. Это «быстрое» поле, пуговицы по нему легко скользят, а есть «медленные» поля — например из чертежных досок. Мы привыкли к тому, что поле такое скользкое: пуговицы двигаются так, как хочется нам, а не так, как удобно им. Ворота должны быть такими, чтобы мяч не пролетал через сетку, а штанги не были травмоопасными для игроков. Об металлический каркас некоторые пуговицы разбиваются.
Всего у нас около 300 пуговиц. Мы ведем учет всем. Каждый игрок входит в свой клуб и лежит в своей коробке — мы храним команды в жестяных коробках из-под табака. Раньше хранили в сигаретных пачках. У каждого клуба есть своя форма, свое сочетание цветов — оно обозначено цветным пластилином, который загоняется в дырки на пуговицах. У всех клубов выдуманные названия — например «Сириус» (самая древняя наша команда), «Марс», «Сан-Пьетро».
Мы играем целые чемпионаты, они могут длиться по несколько лет. Клубы распределены на четыре лиги, в каждой лиге играет по восемь клубов. Иногда игроки играют сборными — к примеру, на Турнире наций. На такие чемпионаты выставляем по 11 пуговиц.
Есть целые серьезные турниры — общемосковские, например. Мы пару раз участвовали, но в основном предпочитаем играть с друзьями.
Статистику матчей мы ведем с 1969 года — какой бомбардир сколько голов забил. У меня хранится несколько тетрадей с результатами всех матчей. У нас есть и кубки — один был куплен как брелок. Еще есть несколько трофеев — маленькие копии Кубка Англии и кубка, который дается за победу в Английской премьер-лиге. Они были куплены на eBay.
Я со своими родителями никогда не играл — сначала со сверстниками, потом уже со своими детьми. Женщины с нами никогда не играли. Но мама мне всегда говорила — у тебя все тетрадки с результатами мачей раскрашены так красиво, вот бы и школьные так были. Вообще, в нашей семье пуговичный футбол считается святой игрой, которую никто трогать не может».
Евгений Бунтман журналист, радиоведущий |
«Мне было 12 лет, когда я начал играть — это было лето 1992 года. Меня учил играть сосед по даче — у нас есть несколько соседей по даче, которые тоже увлекаются пуговичным футболом, причем у всех немного своя школа. Первый мой матч был 11 на 11, и сосед сказал мне: сколько мячей ты забьешь, столько пуговиц я тебе подарю. Я забил два — и до сих пор храню эти две пуговицы.
Мой брат начал раньше, когда ему было семь лет. Но из этого ничего хорошего не вышло — все-таки для того, чтобы хорошо играть в пуговичный футбол, нужно еще любить футбол обычный. Вся философия напрямую с ним связана.
Потом мы научили играть многих друзей. Мой сын пока еще мал для игры, но, думаю, мы непременно будем с ним играть, когда он подрастет.
В Бразилии это просто религия. Там в специальных магазинах за бешеные деньги продаются эти пуговицы, есть официальные турниры, правила — правда, в разных штатах Бразилии разные правила. В Испании есть официальная федерация пуговичного футбола, в Сербии».