Атлас
Войти  

Также по теме

Право на пандус

БГ провел два дня в переходе, чтобы выяснить, сколько колясок влезет в обычный московский пандус

  • 8128

пандус площадь ильича.jpg

Около моего дома, на станции метро «Площадь Ильича» есть пешеходный переход с пандусом, ведущий к Школьной улице. Каждый раз, чтобы пойти в магазин, мне нужно спуститься вниз, а потом еще раз подняться наверх. А потом еще раз все то же самое по дороге обратно. У моей дочери было три коляски — не влезала ни одна. В надежде увидеть ту самую коляску, для которой он был создан, я провела с пандусом два дня: в общей сложности 20 часов.

Сначала мне не везло: за три часа в переход не спустился ни один пешеход с коляской. Старушки катили хозяйственные сумки, пробегали разносчики пиццы с квадратными контейнерами, руки мерзли, профессиональные нищие начали подозревать во мне конкурентку. Младенцев несли в слингах. Тех, кто умел ходить, вели за руку. Было ясно: пандус не устраивал не только меня.

Наконец в переход начали спускаться мамы с колясками. Все они ехали издалека.

Галя, коляска-трость Bebe Comfort: «Под этот пандус все коляски с двойными колесами не подходят. Поэтому мы спускались так: моя мама несла коляску на руках, а я дочку несла. Хорошо, эта коляска легкая. Мы из Подмосковья, не так часто тут бываем. Но мне и дома для прогулок приходится брать другую коляску, эта никуда не подходит. Правда, та — трехколесная, с ней тоже неудобно».

Яна, коляска-трость Maclaren XLR: «Здесь пандус неудобный, но бывает что и ничего. На Марксисткой улице, к примеру, очень даже удобные есть».

Таня, коляска-трость Inglesina Trip: «В Москве с коляской я чувствую себя ущербным человеком. В метро невозможно спуститься, рельсы для нашей коляски не подходят. Они не подходят и в подъезде, но там мне несложно пять ступенек коляску пронести, а в метро даже заходить страшно. Буквально пару дней назад вернулись из Вены: лифт в метро сразу на станцию, везде есть съезды, что очень удобно для разных типов колес. В Москве нет такого, с коляской сложно передвигаться, не продумано и не сделано, а если и сделано, то неудобно. Тогда зачем делать?»

Как это все было сделано и зачем, мне объяснил начальник пресс-службы ГБУ «Гормост» (в хозяйственном ведении которого находятся переходы) Виктор Окко. «То, что установлено сейчас во многих подземных переходах, — это не пандусы вообще», — начал он, и я почувствовала себя на предпоследней странице детектива: сейчас я узнаю разгадку истории про пандусы, которые не подходят ни под одну коляску.

02.jpg

«История этих рельс такова, — начал Окко. — Активное строительство подземных переходов началось в 1960-х, но, по непонятным причинам, пандусы в них предусмотрены не были. Почему? На этот вопрос я затрудняюсь ответить. Сейчас мы пожинаем результаты непродуманности этих действий. «Гормост» не занимался строительством этих переходов, мы лишь обслуживаем их. Очищаем их от снега и льда, отмываем граффити, проводим ремонт. Но жизнь продолжается, и в 1990-х, после многочисленных обращений людей, занимавшихся торговлей, было принято решение об оборудовании переходов съездами. Официально они называются колясочные съезды, но на самом деле предназначены для хозяйственных сумок и тележек. Они сделаны из простых прокатных профилей, которые можно купить на строительном рынке. Проблема в том, что ширина многих старых пешеходных переходов около 2,25 метра. Если там еще делать пандус, то в час пик людям будет очень сложно перемещаться. Такой пандус становится небезопасным. Если толпа — возможно все: и паника, и давка. Зато все современные подземные переходы оборудуются пандусами, вертикальными или наклонными подъемниками, которые соответствуют всем требованиям».

На следующий день у пандуса стояла большая плюшевая зебра и раздавала листовки с надписью «Фитнес «Зебра». За сеточкой проглядывало печальное лицо жителя Средней Азии. Я взяла у коллеги бумажку.

День был солнечный, мам с колясками было гораздо больше. Никто из них не знал, что пандус модели «три железных рельсины» — на самом деле не пандус, а съезд для сумок, и что он был сделан в 1990-е, когда рожали мало, а челночили много. Правда, многие об этом догадывались.

Лена, коляска-трость Hoco Eagle S: «Я машину не вожу, а активности хочется. Каждая поездка с дочкой на метро вместо фитнеса. Здесь хоть есть пандус, и, если воткнуть в правую рельсину заднее колесо, а второе заднее катить по краю, спустить коляску можно. На выходе из «Марксистской» вообще нет пандусов, мне там вчера молодой человек из проходящих мимо коляску нес. Так с дочкой устали, что пришли домой, в ванну залезли, клубникой лечились».

Света, коляска Cam Cortina Evolution X3: «Если спускаться передом и держать коляску на задних колесах, а подниматься задом, приспособиться можно. Но однажды муж стал передом закатывать вверх, мне сына на полпути вынимать пришлось. Потому что я уже начала бояться за здоровье обоих. Коляска застряла, ее прохожие помогли вынуть. Душещипательное было приключение».

Лиля, коляска Baby Relax Safety 1st: «Я не рискую без чьей-либо помощи спускаться с коляской в метро. Потому что нужно нести коляску с ребенком на руках. При входе не так просто приложить билет к широкому турникету, нужно проследить, чтобы сотрудница метро придержала руками дверцы. Однажды я не проследила и дверцы захлопнулись. Хорошо, что у меня крепкая коляска. Отдельная тема — пандусы. На крыльце моего дома есть пандус для колясок. Ни одна из шести, стоящих в нашем подъезде, не подходит по ширине к этому пандусу. То же самое касается пандусов в метро».

Катя, коляска-трость Maclaren XLR: «Спуститься в переход очень сложно, подняться еще сложнее. Коляска-люлька, может, и нормально заедет, а с тростью дела намного хуже. Раздвоенные колеса не попадают в рельсы, их края постоянно сдвигают педаль тормоза. Есть два способа спуститься: устроить ребенку приличную тряску, прыгая на задних колесах по ступенькам, или стоять с растерянным лицом, пока добрый дяденька не поможет. Если бы пандусы представляли собой просто две доски, было бы гораздо проще. Метро вообще не предназначено для людей с колясками. Я как-то спустилась на станцию «Библиотека имени Ленина». Чтобы попасть на «Боровицкую», пришлось пройти несколько переходов. К счастью, везде находились тимуровцы, которые помогали мне занести коляску. Без них я бы не справилась. На обратном пути я решила не мучиться с переходами, выйти на «Боровицкой» и дойти пешком (было недалеко). Но и тут меня ждал сюрприз: выход в город на этой станции без эскалаторов, и нужно подняться по большому количеству лестниц. Больше я с коляской на метро не поеду».


01.jpg


«Не все лестничные марши можно оборудовать пандусами, — объясняет пресс-служба метрополитена. — Возможность выполнения данных работ рассматривается индивидуально, руководствуясь при этом шириной лестницы и интенсивностью пассажиропотоков. В случае наличия технической возможности работы по устройству пандусов включаются в планы работ. Мы устанавливаем пандусы для транспортировки детских колясок и сумок-тележек на одном из лестничных сходов в переход с каждой стороны улицы. Ежегодные планы формируются в соответствии с обращениями пассажиров. Пандусы устанавливаются по типовому проекту только в ночное «окно» без закрытия лестничного марша для прохода пассажиров».

Потом мне объяснили, что из-за огромного количества разных колясок, которые не совпадают со стандартным пандусом, в метро собираются ставить универсальные пандусы. Сначала в качестве эксперимента появится один такой пандус, а потом уже решат, имеет ли смысл ставить такие же в других местах.

Пандус в переходе — дело общественное, совсем другая история с подъездом. Неудобную конструкцию вам заменят на… еще более неудобную. Нужно только знать, куда писать.

Ольга Уварова, мама Маргариты (3 года) и Полины (1 год): «Изначально у нас в подъезде был пандус, но с очень узкими рельсами. Ни одна современная коляска в него не проходила. Поэтому я позвонила в нашу управу (ГУИС района «Ивановское»), меня направили в отдел благоустройства. А там мне сказали, что нужно принести письменное заявление. Заявление я им принесла. В течение месяца ничего не происходило. Тогда я пошла туда снова. Говорят: «Мы материал заказали, скоро будет». Мастер пришел через день. Потом приезжаем из отпуска: новый пандус стоит. Я радостно подставляю коляску, а она все равно не проходит. Как было, так и осталось. Звоню им снова. Они: «Мы вас искали-искали, не нашли, не знали, на какую ширину пандус ставить». Так и установили на свое усмотрение. Я настояла, чтобы переделали. В результате сделали третью рельсу, и теперь у нас очень необычный пандус в подъезде. Зато проходит не только широкая коляска, но и узкая. Наверное, они могли установить универсальный спуск, но почему этого не сделали, я не спрашивала. Видимо, с давних пор выпускают стандартные рельсы, так по старинке и работают».

Удобный пандус можно заказать здесь, обратившись в отдел благоустройства вашей управы. По письменному заявлению вам обязаны сделать или переделать пандус в вашем подъезде. Совершенно бесплатно.



 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter