Внутри каждого взрослого живет маленький родитель, который считает своего ребенка самым особенным. Я, как человек, ценящий равенство и объективность, долго пытался противостоять этому, но мои дети сводят на нет любые мои усилия, становясь все умнее, красивее и прекраснее ваших детей. У них свой уникальный вкус и фантазия — я свыкся с мыслью, что это нормально. Но затем периодически случается необходимость провести время с другими детишками на спектакле, кино или новогоднем представлении, да так, чтобы всем было хорошо. Именно разницей во вкусе всех детей вам объяснят, почему ваш ребенок был не в восторге. Но так ли сложно угодить всем?
(Очень. Я переписывал эту короткую колонку два дня, и все равно она оскорбляет ваших детей.)
Скорее всего, мы все желали бы для своих детей разной музыки и разного сюжета спектакля, а кто-то считает, что представление без четко выложенной мигающими сигнальными огнями морали — деньги на ветер. Но в одном мы бы согласились: нашим детям нужно уважение. Именно с этим было так себе во всех ста из ста процентов новогодних спектаклей, на которых я побывал со старшим ребенком в этом году. Да, в абсолютном исчислении это не так уж и много, всего два представления, поэтому я предпочту нагонять истерику по-другому: вдумайтесь, сто из ста процентов увиденных мною новогодних спектаклей в Москве оказались так себе!
То, что нам предлагают (и я не собираюсь указывать конкретные места — судя по чужим отзывам и опыту предыдущих лет, все более-менее одинаково для мест с аудиторией больше нескольких десятков), лишено некоторой изящности — того, что в итоге можно назвать уважением к зрителю. Эти спектакли ни в коем случае не кошмарны, однако конвейер больших новогодних представлений, кажется, работает по одной и той же схеме с прописанной в каждом действии целью: не дать ребенку в зале заснуть. В итоге эта цель затмевает все остальное, за что принято ценить сцену, и для поддержания внимания используются не самые оригинальные приемы падений, столкновений и прочих конфузов — как раз с целью «чтобы всем было понятно».
Именно в этом «всем понятно» и зарыта проблема. Похоже, не так просто принять, что нет ничего страшного, если ребенок чего-то не поймет. Простота и целостность сюжетной линии со времен вопросов в школьных учебниках «Что хотел сказать автор?» и «Перескажите близко к тексту» до сих пор важнее всего остального. Но в своем случае я предпочту, чтобы ребенок не понял что-то более сложное, чем в очередной раз прожевал простой для усвоения кусок в довольно примитивной подаче: для более простых вещей есть более будничные дни. В том, чтобы не пугаться странного, непонятного или сложного, и заключается простой ключ к тому же «Снежному шоу» Славы Полунина — по большей части именно за это оно с завидным постоянством пожинает эпитет «гениальное».
Со своей стороны я буду продолжать делать ежегодный замер уровня московских елок и прочих новогодних спектаклей, хотя бы потому, что вреда от этого нет, однако для более интересных праздничных представлений есть более камерные места, которые до сих пор в ЖЖ-тусовке организуют некоторые мамы для узкого круга людей, и я с неохотой поделюсь одним из них. С неохотой — лишь по той причине, что все туда все равно не поместятся. Закройте глаза на афиши и рекламные баннеры, ищите места поменьше — и праздник обеспечен.