Мне кажется, нет родителей, которым бы хоть раз да не приходилось сталкиваться с такой ситуацией: ребенок отлично умеет делать нечто, но почему-то никогда не делает этого сам. Например, он прекрасно знает, как чистить зубы, но на практике своими навыками не пользуется. Или, скажем, уборка помещения, несмотря на теоретические знания, производится только после демонстрации ремня. Что делать? Разобраться в причинах и действовать по обстоятельствам.
Если речь идет о человеке моложе трех лет, то самое разумное - расслабиться и проделывать все необходимые ритуалы вместе с ним. Детеныш этого возраста, даже самый разумный, еще слишком мал, чтобы требовать от него излишней сознательности.
Если ваше чадо перевалило через трех-четырехлетний возрастной рубеж, но по-прежнему не желает само выполнять гигиенические процедуры или делать некие общественно полезные дела, ему, скорее всего, просто скучно. С одной стороны, ребенок уже это умеет, и потому исчезла притягательность новизны. С другой стороны, в возрасте трех-десяти лет трудно понять отсроченную выгоду таких нудных дел, как та же чистка зубов. Ну посудите сами - что такое кариес в далеком будущем, когда сейчас самый разгар игры? Конечно, можно склонить ребенка к полезной деятельности, используя такой важный ресурс, как его любовь к вам. Но стоит ли растрачивать такой ценный стимул так непредусмотрительно? Как раз в этом возрасте вполне эффективно можно использовать детскую фантазию. Конечно, просто так убирать книжки на полку - тоска ужасная. A вот строительство на той же полке неприступной крепости из книг - уже вполне увлекательное занятие. И с зубами дело пойдет веселее, если представить их в виде девочек с разными именами, которые ревниво следят, кого из них лучше чистят зубной щеткой и выполаскивают. A игрушки класть на место гораздо увлекательнее, если представить, как им грустно ночью в пустой комнате и как, к примеру, солдатикам обидно, что паровозик уже приехал к себе домой в коробку, а они все еще валяются как ни попадя. Главное здесь - не переборщить. Во всем хороша мера, и ребенок обязательно должен понимать, что все это - только игра и игрушки. Вам же не хочется, чтобы забытая под кроватью кукла стала причиной бессонной ночи и моральных мучений. Поэтому не следует одушевлять неодушевленное на полном серьезе.
Если же вы - счастливый родитель подростка, то тактика должна быть совсем другой. Прежде всего, отрок должен понимать, почему делать то, о чем вы его просите - необходимо. Становятся уместны разъяснительные беседы про кариес, дефицит вашего времени или порядок в доме. Тут есть несколько тонкостей. Например, если вы сами не кладете свои вещи на место, то разговоры о чистоте в доме уйдут в песок. С другой стороны, я знаю папу, который совсем не каждый раз чистит зубы два раза в день, а его дети делают это вполне регулярно. Просто ему хватило ума объяснить на собственном печальном примере, что взрослые тоже не свободны от недостатков, за что и вынуждены расплачиваться зубной болью.
Чисто технически подросткам хорошо помогают рукотворные инструкции, таблицы и графики. Например, вы можете помочь ему в написании инструкции к стиральной машине. Или поспособствовать в составлении графика мытья посуды и уборки мест общего пользования. Следить за его выполнением непременно нужно вместе, а по итогам недели должны быть предусмотрены поощрения или наоборот - снятие премиальных.
Некоторые родители могут возразить мне, что на подобные выкрутасы уйдет больше времени, чем на прямой нажим и непрерывный зудеж. Позволю себе с этим не согласиться. Творческие подходы надо конструировать только по мере возникновения необходимости в них, а зудеть приходится постоянно, причем без видимого результата. И лучше, на мой взгляд, потратить некоторое время на придумывание волшебного мира и немного повеселиться, чем тратить жизнь на борьбу.