— Новый детский хоспис, чья это заслуга — властей или благотворительных фондов?
— Это уникальный проект: нам удалось объединить усилия властей, медиков, бизнеса и благотворительных фондов, собрать все важнейшие компоненты, а потому грех не выжать из проекта максимум.
— Почему столичные власти передали вам здание, а не земельный участок, как планировалось ранее?
— Речь идет о юридических нюансах. Департамент имущества Москвы не мог передать фонду только землю, поэтому власти передали здание, находящееся на определенном участке. Найти земельный участок в столице куда сложнее, чем участок со зданием. Конечно, было бы идеально, если бы нам передали только что построенное, отремонтированное здание, но мы не ставили вопрос таким образом. Теперь специальная комиссия должна оценить состояние здания и решить: сносить его или реконструировать. Если объект разрушат, на его месте построят новый хоспис.
— Новый хоспис станет первым детским центром в Москве. Это достаточно для столицы?
— К сожалению, нет. В Лондоне, например, работают семь хосписов, а Москва от британской столицы не сильно отличается — и по размерам, и по количеству населения.
Нам всем нужно помнить, что хоспис — это даже не вопрос здравоохранения, а вопрос философии. Настоящий хоспис должен быть маленьким и уютным, как дом, ведь он принимает детей, у которых осталось немного времени. Вот почему хоспис на 120 коек — это неправильно. Больным детям, особенно в нашей сумасшедшей стране, должно быть уютно, как дома, а не страшно, как в больнице. Сейчас они изолированы от сверстников, а потому хоспис должен стать местом, где они смогут общаться, учиться, жить полноценно. Кроме того, здесь должны заботиться о малышах и их семьях, пускай и недолго, но в любом случае хоспис должен стать домом, хотя бы и на время. На мой взгляд, было бы разумно создавать хосписы для разных детей — разных возрастов и даже, возможно, с разными диагнозами, чтобы им было максимально комфортно.
— По статистике, сейчас в Москве 2 700 детей нуждаются в хосписе, и не все они москвичи. Сможет ли новый хоспис принять иногородних?
— Да, сможет. В Москве много детей, которые приехали лечиться, и в силу неподвластных нам обстоятельств они не могут лечиться дома. Но я считаю, что неправильно вырывать детей из семьи и везти в столицу ради оказания паллиативной помощи: малыши нуждаются в заботе близких, в дедушках и бабушках, братьях и сестрах. Мне хочется, чтобы такая услуга — это ужасное слово, но другого нет — была доступна везде. Когда мы задумывали московский хоспис, мы изначально рассчитывали, что будем принимать всех вне зависимости от прописки. И сейчас мы ориентируемся на детей, проживающих в Москве и Подмосковье, не важно, где они зарегистрированы. Я надеюсь, что, когда московский детский хоспис откроется (а это вопрос полутора-двух лет), ситуация в России изменится, и детские хосписы уже появятся и в других городах. А пока здание еще не готово, но мы все равно работаем: наш фонд учит будущих медсестер, мы организуем выездную службу, и, даст бог, у нас все получится.