Йогурт на костях
«Это
Так возмущенные родители обсуждают йогурты «Скелетоны» — очень популярный среди детей молочный продукт.Осенью 2004 года компания Danone выпустила серию «Скелетоны» под слоганом «Позаботьтесь, дети, о своем скелете». Компания в ходе многочисленных исследований вычислила,что для подростков
На упаковках «Скелетонов» изображена компания вечно улыбающихся подростков-скелетов — два мальчика и две девочки со странными именами Диджей, Жорик, Стюля и Баста. Они невероятно похожи на скелетов из мультфильма Тима Бертона «Труп невесты», только одеты более современно.
Для того чтобы выяснить, во что нарядить скелетов, было проведено не одно исследование,просчитано все — до юбочек, носочков и кофточек. В результате мы имеем скелетов, одетых как американские рэперы: в бейсболки, банданы ,широкие шорты, футболки с номерами баскетболистов. В рекламных роликах и на сайте www.skeletons.ru дети-скелеты вместе тусуются, постоянно кричат, скачут и непременно гремят костями, чем доводят до исступления соседей.Они говорят на подростковом сленге: «Скелетон форева, брат, заходи, я очень рад», «Оторвись не по-детски», «Ну че, прикалываться будем?», «Шевели костями — отрывайся с нами», «Новый прикольный клубникокольный». У них есть домашнее животное — худосочная черепаха, которая визжит, подпрыгивает и иногда
Детские фантазии
Марка «Скелетоны» стала первым русским рекламным прорывом. Настоящим, со всеми за и против. Рекламой, от которой
Вообще, все рекламные победы парадоксальны. Например, логотип BP — цветочек — никак не вяжется с нефтью и загрязнением окружающей среды. Цветок и бензин, говно и конфеты, скелеты и йогурты, как ни странно, в некоторых ситуациях чуть ли не синонимы.
Точный расчет
Danone, безусловно, скрупулезно просчитал все риски, связанные со «Скелетонами». Гигантские корпорации ничего не делают просто так. Запуск нового бренда — это миллионы. В то время как отряд юристов штудировал закон о рекламе, проводились дорогостоящие исследования и фокус-группы с детьми. Прошел год, прежде чем было принято окончательное решение о запуске «Скелетонов». Все исследования давали один и тот же результат — детям нравятся висельники, черепа и скелеты. Детей это прикалывает. А Danone хотел сделать йогурт, который бы прикалывал детей.
«Затея была в том,чтобы появился продукт для детей, но не тех,которым мама
«Когда ребенок оказывается в школе, у него начинается своя жизнь,— продолжает Сергеев. — Детская любовь к скелетам, я думаю, это ответная реакция на излишнюю опеку взрослых. Детям не выдают никакой негативной информации, и они первым делом берут медицинскую энциклопедию ирассматриваютстраницы с внутренностями человека на столе у патологоанатома. Первая и, кажется, единственная страна, где Danone сделал эту штуку со «Скелетонами», была Мексика. Там появились название и концепция, суть которой в том, что это — продукт для укрепления костей, потому что в нем кальций. «Скелетон» — это, с одной стороны, кости, а с другой стороны — страшилки. Глупо было бы перенимать бренд, который не имел успеха. Раз Danone решил это сделать, значит, он был успешен».
Сергеев закуривает Benson & Hedges, тоже, вполне возможно,привезенные из какого-нибудь мексиканского дьюти-фри. На упаковке гигантскими буквами
Смелый Danone
Мало кто ожидал такой выходки от традиционно очень консервативной компании Danone, знаменитой своей армейской дисциплиной и полной непроницаемостью. Взять интервью у рядового сотрудника этой корпорации, пожалуй, сложнее, чем у президента России. Чуть ли не единственный источник, из которого можно хоть немного узнать о том, что происходит внутри Danone, — роман Фредерика Бегбедера «99 франков». Автор, как и его герой,
«Из испанского слова skeletones мы сделали «скелетоны». А все остальное было придумано здесь», — говорит Юрий Сергеев. В офисе шпарит кондиционер. Коллеги Сергеева обсуждают белочек: они не поддаются дрессировке, они тупые, их невозможно заставить ничего делать, снимать их невозможно, и завтра будет адский день.
«Мы с энтузиазмом придумали эту группу, их характеры. Возможные алгоритмы взаимодействия. Это персонажи, ведущие себя так же, как и целевая аудитория. На роликах катаются, в пейнтбол на улице играют, громкую музыку дома заводят. Дети жестоки — это правда. Но в этой рекламе ничего такого нет. Задач сделать детей жестокими мы перед собой не ставим — не больше, чем в мультфильме про Крокодила Гену. Тут есть еще аналогия с Хеллоуином, например. Любимый детский праздник в Америке, потому что там страшилки. Были
Бунт мам
Но не все мамы так быстро смирились со «Скелетонами». Через несколько месяцев после их запуска некая Евгения Мартынова подала в суд иск с просьбой закрыть бренд и прекратить рекламу, потому что ее пятилетняя дочь при виде йогурта «вздрагивает, зажмуривается и даже плачет». Представлял интересы обеспокоенной матери адвокат московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Филипп Трифонов.
«Мы провели экспертизу в Российской академии наук, которая подтвердила, что название «Скелетоны» может нарушать детские представления о жизни и смерти, — рассказывает Трифонов, и видно, что говорил он это уже миллион тысяч раз. — А бренд у ребенка может создавать неправильные ассоциации, может даже вызывать нервозность».
Трифонов, молодой энергичный человек в костюме, трясет копией заключения Института психологии РАН. Говорит, что все по-честному, они ничего за это не платили. В кабинете, по стенам которого развешаны картины художницы Кати Медведевой, жарко, кондиционер не работает. Но пиджак Филипп не снимает, хоть и прилипает спиной к черному кожаному дивану.
«Иск был на большую сумму — даже не буду ее называть. Это юридическая практика: просишь миллион, получаешь гораздо меньше,— говорит Трифонов. Видимо, дело давнее, теперь уже можно все выкладывать: — Но денег нам не предлагали. Если бы предложили, мы бы согласились. Потому что вред конкретному ребенку пришлось бы еще доказывать. Я думаю, просто маме не нравилось, а дочь, может, наоборот, «Скелетоны» просила купить. Норекламные лозунги — «дети,не ходите в школу, если родители уехали, устройте погром» — призывают детей совершать преступления».
Трифонов хорошо владеет темой, но вряд ли в Уголовном кодексе написано, что прогуливать школу то же самое, что совершать преступление. Адвокат рассказывает,что в России такого прецедента не было — рекламу с эфира еще никогда не снимали. Но в мире такое случалось — к сожалению, не помнит, когда и где. Тут же выясняется, что иск так и не был никуда подан — и причин тому две.
«Нам отказали по территориальному признаку. Мы подавали в Тверской суд — сказали,что не по месту. А второй раз уже не подавали. Женщина вдруг отказалась без объяснений, даже не понимаю почему. Возможно, решила, что ее ребенку будет еще хуже— ведь девочке могли назначить экспертизу. Жалко. А шансы реально были выиграть. Мне было интересно довести это дело до конца — ничего себе Danone».
Трифонов мечтательно закатывает глаза и говорит, что, если подвернется подобное дело, с удовольствием за него возьмется.
Как только стало известно об иске Мартыновой, в рекламном мире заговорили о том,что это происки конкурентов,конкретнее — компании «Вимм-Билль-Данн». «Скелетоны» сильно ослабили позиции их «Рыжего Апа». Трифонов же говорит, что Мартынова не отказалась бы от дела на ранней стадии, если бы это было так. На вопрос, чем в жизни занимается эта женщина, он неохотно говорит, что, если не ошибается, она юрист. Трифонов не ошибается. Евгения Мартынова не просто юрист: на «Независимом портале юридических услуг» в перечне адвокатов Адвокатской палаты Москвы Евгения Мартынова значится как адвокат той самой коллегии «Князев и партнеры». В самой коллегии на вопрос, можно ли поговорить с Мартыновой, отвечают: «Она у нас больше не работает». В интернете после подачи иска на Danone появилось огромное количество ссылок на «Князева». Адвокаты сделали себе на даноновских костях быструю и качественную рекламу.
Смирение мам
По данным журнала «Индустрия рекламы» за июнь 2006 года, в десятке роликов, наиболее популярных среди детей
И мамам пришлось их полюбить. Ведь подростка практически невозможно заставить есть йогурт — он скорее попросит сникерс,чипсы и кока-колу. Все,что мама покупает ребенку,потому что это полезно, для ребенка, естественно, плохо. И «Скелетоны» были единственным шансом напичкать детей молочными продуктами. К тому же создатели рекламы, которые поначалу обращались напрямую к детям, стали также делать ролики и для взрослых — объяснять, почему для ребенка полезны «Скелетоны», — а на упаковках йогуртов писать: «Срочно покажи это маме! «Скелетоны» полезны. В их состав входит формула страшной силы — сбалансированный комплекс витаминов и минеральных веществ, помогающий школьнику лучше переносить нагрузки».
Ход сработал. Большинство мам перестали нервничать по поводу того, что им приходится покупать детям йогурт с черной меткой на упаковке. А некоторые мамы и вовсе никогда не расстраивались.
«Моему
Канон веселой опасности
Удивительно вот что: на выпуск «Скелетонов» Danone отважился только в Мексике и России. Была,правда,похожая история в Англии — воду Danone Activ с повышенным содержанием кальция рекламировала семейка скелетов Скелтонов. В одном из роликов Том Скелтон катался с другом Чарли на скейте, друг падал и рассыпался на мелкие кусочки, потому что не пил Danone Activ. Но это
Писатель и художник Павел Пепперштейн, сын детского иллюстратора Виктора Пивоварова, автор романа «Мифогенная любовь каст», истории Великой Отечественной, где вместе с парторгами и партизанами в жестокую схватку вступали Колобок,
«Рекламщики слямзили сигаретные темы смерти. Единственный продукт, который рекламируется через смерть, — это сигареты. В последнее время стали печатать огромные черепа, кости и слово «смерть» на всех языках. «Смерть» становится таким же рекламным слоганом, как «новый свежий вкус». Продукты, на которые наклеены эти надписи, продаются превосходно. А эти йогурты, скорее всего, полезны для детишек — и тем не менее рекламируются через смерть. То есть полезный продукт пытается присвоить себе ауру вредного, чтобы лучше продаваться. Если на йогурте нарисован малыш со щеками, залитыми румянцем, то у малыша это не вызовет воодушевления. Йогурт надо рекламировать через веселую опасность. Канон веселой опасности — флаг «Веселый Роджер», первая абсолютно состоявшаяся в коллективном восприятии эмблема, которая сочетает в себе идеи смерти и веселья. Улыбка смерти. Смерть воспринимается как источник юмористического. Есть версия, что юмор связан со словом «гумор» — костная жидкость. Юмор — это веселое наполнение смерти. Светлая такая игривость. Человек всегда игрался с черепушками. Изображение танцующих скелетов на йогурте отсылает к самым древним воспоминаниям человека, к такой возбужденной, нервной, экзальтированной возне с костяшками. Ребенок хочет смерти, потому что в нее не совсем верит, не совсем верит,что он умрет. Поскольку познание мира является основной задачей, для него важно окончательно убедиться, что он смертен сам, и это вызывает в нем огромный интерес, энтузиазм, возбуждает его».
Правда про детей
История со «Скелетонами» в очередной раз показывает, что реклама не диктатор и манипулятор, алокатор: она улавливает то,что интересно и актуально здесь и сейчас, и привязывает это к продукту. В 2003 году состоялась премьера детского фильма «Пираты Карибского моря», центральный эпизод которого — штурм полуистлевшими скелетами Порт-Ройяла. Этих скелетов назвали самыми детализированными за всю историю кинематографа, фильм стал главным детским блокбастером. С тех пор и по сегодняшний день, чтобы понять, что сейчас круто среди подростков, достаточно отправиться в любой детский универмаг, зайти в отделы Lego, Mega Bloks и Playmobil и обнаружить, что на главных прилавках там выложены пиратские наборы со скелетами. Да, раньше тут были рыцарские замки, еще раньше индейцы, но к сегодняшнему дню все это протухло.
Правда про детей всегда тяжеловата. Сколько ни корми их чистым кормом, ни рассказывай про красоту, доброту и справедливость, они все равно будут любить войнушку и скелетов, ну иногда еще куклу Барби. Но лучше уж скелеты, чем Барби. Да ивообще, есть большая разница — и тем между настоящим скелетом, который внезапно появляется из темноты твоего подъезда, — это действительно страшно до чертиков— и скелетом на экране, в книгах, скелетом на брелоке (такие продают, например, в крымских сувенирных лавках), на юбке или платье — они вызывают оживление и интерес. Эта любопытная форма страшного, безопасный страх, на котором Danone очень успешно сыграл. На этом же построены фильмы ужасов: никто бы не хотел оказаться в подобной ситуации,но смотреть ужасы интересно. Да и смерть тут ни при чем. Скелет — это крепкие кости, кости — это кальций, а кальций в йогурте. Вот и все.