Стресс, связанный с поступлением в вузы и выпускными классами, может серьезно подорвать психику детей. Ученые уверены, что это приводит к «выгоранию» подростков: они перестают интересоваться учебой, страдают от психических проблем, начинают выпивать и даже пробовать наркотики.
Подростковые проблемы и опыт их преодоления необходимы для взросления человека. Дети становятся старше, развиваются и учатся решать проблемы. Однако выдержать это давление не каждому под силу. Ситуацию ухудшает перестройка организма, а также давление родителей, которые боятся, что что-то пойдет не по плану и ребенок не сможет дальше устроиться в жизни.
Хронический стресс и усталость, если они не находят выхода и разрядки, начинают накапливаться. Если синдром выгорания не проявится еще в школе, то он может перейти вслед за молодым человеком или девушкой в вуз. В итоге студенту будет сложнее учиться и строить отношения с людьми. К тому же он может решиться на эксперименты, например с алкоголем, наркотиками или другими рисками.
Ноэль Леонард из Нью-Йоркского университета полагает, что чаще всего чрезмерному стрессу подвергаются ученики специализированных элитных школ, где учеба более напряженная. В результате школьники выгорают еще до поступления в вуз. Такие школы есть и в России: учеба в них может оказаться некоторым детям не под силу.
Как проявляется синдром выгорания
В рамках исследования, результаты которого были опубликованы в журнале Frontiers in Psychology, Леонард и его коллеги проанализировали состояние школьников из специализированных частных школ. Попасть в такие школы довольно тяжело: здесь проводится жесткий отбор, да и обучение здесь платное. Одна из этих школ была элитным интернатом.
Ученые обращали внимание на способность школьников справляться с трудностями, их включенность в учебу, ожидания и поддержку родителей, психологическое состояние и склонность к употреблению наркотиков и алкоголя.
Исследование состояло из нескольких этапов. На первом этапе ученые провели опрос среди 19 преподавателей, психологов и персонала частных школ, чтобы выявить их понимание того, насколько ученики подвержены стрессу и могут ли с ним справляться. Второй этап включал анонимный опрос в интернете, в котором приняли участие 128 школьников. Все участники опроса учились достаточно хорошо.
Около половины опрошенных школьников время от времени около трех часов проводили за домашними заданиями в ночное время. При этом девочки вынуждены были готовиться к урокам ночью на 40% чаще, чем мальчики. Как показал опрос, у всех школьников была высокая мотивация к учебе, средний показатель мотивации был 2,35 на шкале от 0 до 3. У них также были близкие отношения с родителями.
49% опрошенных учеников ежедневно испытывали сильный стресс. При этом девочки, которые, как показал опрос, усерднее занимались, чаще испытывали высокий уровень стресса, чем мальчики. Самыми распространенными источниками стресса оказались оценки, домашняя работа и подготовка к колледжу. У некоторых школьников (26%) были выявлены клинические проявления депрессии.
Родители оказывают на детей давление
Один из учителей, принимавший участие в исследовании, пояснил, что родители часто оказывают давление как на школьников, так и на школьный персонал. Родители уверены, что, так как они платят деньги, они должны получить конкретный результат. Чаще всего они считают, что это оценки и поступление в определенный вуз.
Реагируя на этот запрос, частные школы усложняют программу и увеличивают нагрузку на школьников. Они вводят дополнительные курсы и предлагают ученикам участвовать в разных проектах. Параллельно школьники готовятся к поступлению в вузы и сдаче экзаменов. Родители при этом давят на детей и требуют хороших отметок.
Часто они заставляют их заниматься предметами, к которым у них нет способностей. Ребенку трудно и неинтересно учиться, он не успевает за группой. Это опять же приводит к стрессу.
Эта проблема заключается в росте ожиданий: школьники, родители и учителя постоянно ждут высоких результатов, даже если объективно школьник до них не дотягивает.
Как ученики справляются со стрессом?
Самыми популярными способами снять стресс у школьников стали спорт и физические упражнения, попытки четко планировать свой день и изменить отношение к школе и оценкам. Помимо этого, многие пытались расслабиться с помощью музыки, медитации или компьютерных игр. Некоторые просто уходили из школы, в которой было слишком тяжело.
Некоторые школьники не сдавались, что часто приводило к эмоциональному выгоранию: они описывали его как ощущение вялости и бездействия. Они пытались снять стресс с помощью алкоголя и наркотиков. Две трети школьников, как мальчиков, так и девочек, видели в алкоголе и наркотиках не только популярное развлечение, но и способ расслабиться. Чаще всего, помимо алкоголя, школьники увлекались марихуаной. Правда, несмотря на популярность этих вредных веществ, злоупотребляли ими немногие.
Некоторые школьники также принимали лекарства от последствий чрезмерной загруженности и стресса
Людмила Овсяник Детский и семейный психолог |
«Выгорают в школе те, кто зависим от родителей и старается им в угоду хорошо учиться. Происходит потеря интереса к своему будущему, астения — нет сил учиться.
Бороться не надо - надо внимательно относиться к своему подростку и принимать его таким, как есть. Завышенные ожидания родителей ведут к разочарованиям».