Молодые россияне предпочитают оформлять отношения ближе к 30 годам, часто у них появляются внебрачные дети, а официальный брак заменяют различные формы сожительства. Похожее происходит во всем мире.
Чаще всего это объясняют сменой приоритетов молодых людей. Традиционные ценности уступают место желанию построить карьеру и реализовать себя. Многим проще жить не в официальных браках, которые потеряли в глазах молодых свое значение, а в гражданских.
Однако ученые нашли еще одно объяснение изменению брачного поведения. Люди стали жить дольше, при этом появляются новые технологии, которые позволяют рожать детей в более позднем возрасте. Это может в будущем уничтожить брак в традиционном его понимании.
Поздние дети делают родителей счастливее
Рождение ребенка может сделать жизнь родителей более осмысленнной и полной. Однако оно же приводит к депрессиям и может довести людей до отчаяния. В Институте демографических исследований Макса Планка уверены, что все зависит от того, во сколько вы создали семью. Чем позже вы ее завели, тем в большей степени рождение ребенка повысит ваш уровень удовлетворенности жизнью. Возможно, это одна из причин изменения традиционных семейных ценностей.
К таким выводам ученые пришли на основе анализе данных о жизни 7 тыс. респондентов, участвовавших в немецком опросе the Socio-Economic Panel и британском British Household Panel Survey. Их интересовал уровень удовлетворенности жизнью этих людей до рождения их первого ребенка и на протяжении длительного периода времени после.
Обычно родители становятся более счастливыми за год до рождения ребенка, и это чувство сохраняется через год после рождения. Затем уровень удовлетворенности жизнью постепенно снижается до того, чтобы было базовым еще до беременности. То, насколько серьезным будет это снижение зависит от здоровья человека, его доходов, социального положения и образования.
Однако рождение ребенка не слишком сильно влияет на уровень счастья молодых родителей в возрасте 18–22 года: их уровень удовлетворенности жизнью падает еще до рождения ребенка, а после родов не увеличивается. У 23-34-летних уровень удовлетворенности жизнью устойчиво держится на высоком уровне в течение года после рождения ребенка, а затем резко снижается.
А вот у людей, ставших родителями после 34 лет, уровень счастья растет в течение года после рождения ребенка и затем очень медленно снижается. Ребенок делает их счастливыми на долгие годы вперед.
Играет свою роль и количество детей. Первый ребенок увеличивает уровень счастья родителей, «эффект» от второго ребенка чуть ниже, а третий уже на удовлетворенность жизнью родителей не влияет.
Как технологический прогресс уничтожит семью
Однако счастье родителей — это не единственный фактор, который заставляет традиционную модель семьи меняться. Технологии развиваются, мы живем все дольше, а давать клятву быть вместе до гробовой доски становится в таких условиях несколько неосмотрительно.
В США браки длятся в среднем 10 лет. Значительная часть браков в России заканчивается разводом. Большая часть россиян допускает разводы. Согласно последнему опросу ВЦИОМ, 50% россиян уверены, что вероятность развода зависит от конкретного случая, 27% уверены, что разводиться можно, когда семья распалась, а 8% полагают, что можно разводиться в любом случае.
При этом продолжительность брака не означает его счастье, напоминает the Motherboard. Даже несчастливые браки скрепляют дети, боязнь одиночества, возможные финансовые проблемы и прочие факторы. Один из значимых стимулов — это религиозные взгляды. Как показал опрос ВЦИОМ, они много значат и для россиян.
Однако все эти факторы могут не выдержать натиска технологического прогресса, который меняет нашу жизнь. Возможно, через 15 лет молодые люди вообще перестанут вступать в брак, прогнозирует the Motherboard.
Тем более, все выгоды брака пропадут. У нас будут роботы-няни, автоматические плиты, которые будут готовить за нас, а ребенка можно будет выращивать искусственно. В технологическую эпоху партнер по жизни будет не так уж и нужен. Технологии и генетика позволят нам «программировать» в ребенке те качества, которые нам нужны.
Фактически через десятилетие институт брака столкнется с самой сложной проверкой в своей истории, пишет журнал. По мере технологического прогресса этих вызовов будет все больше.