Атлас
Войти  

Также по теме

Как сделать город дружелюбным для детей?

Как сделать улицу безопасной и вернуть детей во дворы? По просьбе БГ создатель блога Urbanurban Егор Коробейников поговорил со специалистом по детской урбанистике из Великобритании Тимом Гиллом


  • 6147

Nelson Minar/flickr

Тим Гилл

Тим Гилл

специалист по правам детей, почетный доктор Университета Эдж Хилл, бывший председатель совета организации Play England

Егор Коробейников

Егор Коробейников

создатель блога Urbanurban, урбанист, городской активист

— Почему города должны быть дружелюбными для детей?

— Чтобы человек вырос уверенным в себе, ему еще в детстве хорошо бы оказаться на улице — самому почувствовать, что такое город, своими глазами посмотреть на окружающий мир. Иначе-то ведь он фактически живет в неволе. Но сейчас во всем мире такая ситуация, что у детей этой свободы все меньше и меньше. Если двадцать лет назад восьмилетний ребенок спокойно мог гулять во дворе или один возвращаться домой из школы, то теперь такого практически не бывает. В разных странах проблемы разные, но факт остается фактом: люди трясутся за своих детей, всячески их оберегают — и в такой ситуации, конечно, вернуть детям свободу — чтобы они могли гулять, на велосипеде кататься, играть во дворе — непросто совсем.

Но в некоторых городах жителям удалось уменьшить количество машин, вернуть улицу детям. Как это происходит? Например, родители договариваются с муниципальными властями, и тогда, скажем, на пару часов в неделю движение на улицах перекрывают. Это много где делают — и в некоторых городах Великобритании, и в Нью-Йорке, и в Чикаго, и в Дании.

— Москву сложно сравнивать с милыми европейскими городами, вроде Вены или Праги. Логичнее, наверное, соотносить с Лондоном или Нью-Йорком. Вот эти большие города что сделали, чтобы приспособиться к детям? 

—  Кен Ливингстон (мэр Лондона с 2000 по 2008 гг. — БГ) разработал новый генплан. Там прямым текстом говорилось, что город должен быть дружелюбен к детям (эту программу я как раз помогал писать). Там перечислялось, к примеру, что именно нужно учитывать при строительстве новых зданий, как правильно спланировать улицы и многое другое. Лондон до сих пор придерживается этих рекомендаций, так как этим инструкциям следует и нынешний мэр, Борис Джонсон. Что-то подобное сейчас происходит и в Нью-Йорке.


«Помимо политики властей очень важно давление со стороны родителей и активистов»

Помимо политики властей очень важно давление со стороны родителей и активистов. Благодаря их действиям в каждом районе возникают свои решения разных проблем. В Великобритании, конечно, спальных районов немного — лондонские пригороды сильно отличаются от московских. Так что не буду отрицать, что найти какие-то решения для московских спальных районов сложно. Но если местные власти будут создавать условия для экспериментов, в которых могли бы участвовать местные жители, рано или поздно появится какое-то решение.

Необходимо экспериментировать — в Англии мы, например, пробовали делать разные детские площадки, чтобы понять, какие из них больше понравятся. В итоге оказалось, что лучше всего площадки, на которых одновременно могут играть дети разных возрастов. Это понятно: когда у тебя несколько детей, удобнее, чтобы они играли в одном месте.

— А какие в Англии требования к безопасности на детских площадках?

— Это самые общие правила, единые для всей Европы. В основном они касаются оборудования — и, конечно, мы стараемся, чтобы оно было прочным, надежным и долговечным. Зато в других вещах они вполне позволяют проявить творчество, и можно делать необычные детские площадки, которые при этом будут соответствовать всем существующим правилам. Вообще, на слишком безопасной площадке детям скучно — они только больше бесятся, носятся, и несчастные случаи в таких местах происходят чаще. Конечно, какие-то правила нужны, но их нужно использовать с умом. У нас появились чиновники, которым захотелось что-то изменить, сделать что-то смелое. Мы отправили их в Германию, во Фрайбург. Там есть площадка, которая выглядит как стройка — с булыжниками, растениями, кустами. Дети там могут устраивать себе укрытия, в общем, очень необычное место. Увидев, что никто там не гибнет и в больницу не попадает, наши власти стали делать что-то подобное и в Англии. А потом их примеру последовали и другие города.

— А если на такой экспериментальной площадке все-таки происходит несчастный случай, кто несет за это ответственность?

— В Англии и других странах за безопасность площадок отвечают сотрудники мэрии. Если ребенок сломал руку, это не значит, что кого-то нужно наказать. Бывает ведь, что дети ломают руки на ровном месте, на траве. Это же не значит, что тот, кто отвечает за газон, должен понести наказание? Нет. В каждом отдельном случае надо решать, произошла ли неприятность, потому что что-то недостаточно хорошо продумали, или это просто несчастный случай. Невозможно сделать площадку, на которой ни один ребенок никогда не получит травму. Даже если обернуть резиной вообще все детали, дети всё равно придумают, как нанести себе увечье.

— Я читал исследование, в котором говорится, что детям не нужно обеспечивать полную безопасность на детской площадке — наоборот, им нужна доля риска. Как и до какой степени нужно давать детям возможность рисковать?

— Сейчас уже многие родители в Англии, США и Австралии понимают, что не нужно обкладывать ребенка ватой. Наоборот надо давать свободу — разрешать играть в парке, рисковать, лазить на деревья. Знаете, есть даже такое движение Free Range Kids — «Дети без привязи». Они выступают за то, чтобы не держать детей взаперти, а выпускать на свободу. Действительно, попытка минимизировать опасность — это тупик. Нужно дать детям понять, что за мир их окружает, чтобы они сами научились ставить перед собой задачи и справляться с рисками. 


«Есть даже такое движение Free Range Kids — «Дети без привязи». Они выступают за то, чтобы не держать детей взаперти, а выпускать на свободу»

— А помимо площадок, что еще можно сделать в городе, чтобы детям тут стало хорошо?

— Это могут быть городские аукционы, игровые фестивали, субботники. Такие вещи помогают жителям по-новому взглянуть на собственный район. Городским властям для этого ничего специально делать не нужно — просто поощрять такого рода деятельность и давать людям самим делать разные вещи. 

В более долгосрочной перспективе нужно думать о том, как сделать город более комфортным — как оживить улицы, как сделать так, чтобы люди предпочитали ходить пешком или ездить на велосипеде, а не садиться за руль, как улучшить общественный транспорт, как создать на улице ощущение безопасности. Вот посмотришь на Берлин или Копенгаген и сразу понятно, что детям там хорошо — но не потому что там что-то специальное сделали, а потому что там вообще всем хорошо.

— А какие существуют социальные инструменты, чтобы стимулировать появление инициатив снизу и помогать городу приспосабливаться к детям?

Это хороший вопрос. В некоторых районах родители общаются в социальных сетях или на каких-то сайтах — договариваются, например, вместе пойти в парк. В других местах этого не происходит, и тогда нужна помощь городских властей, чтобы там зашевелилась какая-то жизнь.

Вы, наверное, слышали, что в Лондоне полтора года назад были серьезные беспорядки. Некоторые дети вышли из-под контроля и совершили ужасные вещи — для всех это был шок (6 августа 2011 г. в Лондоне начались массовые беспорядки, за несколько дней перекинувшиеся на другие города Великобритании; пострадало несколько десятков человек. — БГ). Но я уверен, что мы не решим эту проблему, заперев детей дома. Наоборот, нужно выводить их на улицу. Об этом же говорит Джейн Джейкобс книге «Смерть и жизнь больших американских городов» (Новое издательство, 2011): если мы хотим, чтобы наши дети росли ответственными гражданами, мы, взрослые, должны их этому научить. А научиться этому можно, только выходя на улицу — и только на собственном опыте.

— И последний вопрос: назовите ключевые компоненты, которые должны быть включены в стратегию развития города, дружелюбного для детей?

— Если город дружелюбен по отношению к ребенку, то, взрослея, этот ребенок постепенно начинает сам исследовать свою улицу, район, учиться выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми. Но для этого семья должна разрешать детям — даже самым маленьким — бывать на улице, под открытым небом. А хорош район или плох, можно понять по тому, сколько на улице детей разных возрастов, — это и есть признак открытой и естественной среды обитания.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter