От самого метро армия детишек с родителями за руку тянулась в сторону ЗИЛа. Перед зданием расположились пару «станций», где что-то упорно пытались запустить в воздух, а женщина предупреждала, что эта штуковина нас всех обольет водой. Папы разновозрастных детей с неподдельным энтузиазмом запускали только что купленные пенопластовые самолетики. В предбаннике ЗИЛа образовалась парковка для детских велосипедов, самокатов и колясок.
Мероприятие стартовало в полдень, а в час уже было невозможно протиснуться к нужной «станции». На первом этаже разместилась небольшая книжная ярмарка – ее оккупировало старшее поколение. На втором этаже расположилась большая часть практических «станций». Первые минуты у всех гостей на лбу будто загорается бегущая строка: «Что происходит? Куда идти? Где потолок, а где пол?». По ажиотажу происходящее напоминает распродажу со скидкой 90%, только вместо взрослых покупателей здесь маленькие зрители, которые носятся от стола к столу. Подхожу к столу, уставленному пластиковыми стаканчиками с яркой жидкостью, и ищу глазами, у кого спросить, что происходит. Но нахожу лишь взрослых с таким же потерянным видом и серьезных детей, которым совсем не до наших глупых вопросов.
Иду дальше, вглубь этого детского моря, стараясь никого не зацепить. Много места в зале занимает куб, сложенный из картонных коробок. Не успеваю я достать фотоаппарат, как этот куб разносят дети-муравьи и складывают из коробок уже сфинкса. Кажется, это был сфинкс. Чуть дальше – маленький стол, со всех сторон облепленный людьми, причем взрослых в разы больше, особенно мужчин. Подходим ближе: головоломки. Мужчина старательно пытается снять кольцо с гаечного ключа, хитро обмотанного цепью. Предлагаю свою помощь, вместе ковыряемся минуты три – безрезультатно. Решаем, что с головоломкой что-то не так, иначе бы мы точно справились.
Идем дальше: три стола уставлены ноутбуками, а дети с деловым видом, что-то рисуют, чертят. Спрашиваю у мальчика лет десяти, что они делают. «Это компьютерное программирование, скрэтч называется. Вот я нарисовал линию, а потом кошка по ней пробежит – главное, чтобы аккуратно было», – показывает он. Начинаю думать, что десятилетние дети здесь все понимают лучше меня. В надежде восстановить самооценку иду к столу, где девочки отвечают на вопросы викторины. Пять минут мозгового штурма обернулись мне двумя какими-то очень ценными, судя по взглядам соперниц, бумажками и возвращенной самооценкой.
Поехали дальше. Несколько «станций» расположились на полу – какая-то мозаика, целый загончик, кишащий детьми и LEGO, чуть дальше – увеличенная копия популярной игры «Дженга» (где нужно достать деревянный блок из основания башни, не разрушив ее). Рядом на полу дети мастерят из нута и зубочисток объемные фигуры, а потом опускают их в раствор шампуня с глицерином и выдувают мыльные пузыри. С другой стороны показывают лайфхак по рисованию цветов: макаешь кисть в один цвет, потом кончик в другой и прикладываешь к бумаге – получается лепесток; повторять до появления целого цветка. У этой техники есть название – «У-син», она родом из древнего Китая и основывается на учении о пяти первоэлементах.
Вспоминаю, что на сайте фестиваля было сказано про компьютерную программу, которая распознает звуки и рисует «диаграмму», и выдвигаюсь на ее поиски. По пути натыкаюсь на длинный стол с цветными кучками бесформенной массы – это оказывается подкрашенное соленое тесто. Молодые физики с помощью двух проводков и блока питания сквозь эти комочки проводят ток, от чего загорается маленькая лампочка. Людей становится невыносимо много, а воздуха невыносимо мало.
Наконец-то нахожу искомый чудо-аппарат. Сделать это было не просто, поскольку ни одна «станция» не подписана. Подходя к очередному столу, ты находишься в абсолютном незнании, пока не спросишь у кого-нибудь, что здесь происходит. И никакой навигации – ни карты «станций», ни вывесок на потолке. Это, пожалуй, главное упущение организаторов. Идея чудо-аппарата в том, что вы говорите в микрофон, а на экране бегут волны – что-то типа ЭКГ для голоса. Сначала это выглядит забавно, но после двух минут становится скучно.
Продвигаясь в обратную сторону, замечаю на месте «сфинкса», странный предмет, напоминающий диско-шар. Это мастерская математического моделирования, а шар – это усеченный икосаэдр (правильный выпуклый многогранник, похожий на футбольный мяч) собранный из CD-дисков. Последней «станцией» привлекшей мое внимание, была химическая кухня – полигон юных химиков, на котором нон-стоп проходят эксперименты. Сначала, ребята рисуют красителями на молоке, потом делают слоеный коктейль, а в завершении пытаются разбудить дрожжи, которые, правда, долго не просыпаются, так что я отправляюсь в Академию.
Академия – это место, где можно поболтать с единомышленниками, посидеть в относительной тишине или послушать небольшие лекции. Камеру настраивает Евгений Кабаков, руководитель МультиСтудии, автор и организатор Фестиваля увлекательной науки, и удаляется контролировать фестиваль дальше. Микрофон попадает в руки «академику» и начинается лекция. Я, не выдержав запаха старых книг (Академия находится в помещении библиотеки), ускользаю за дверь. Заглядываю на первый этаж – людей не уменьшилось, а вот пенопластовые самолетики раскупили. Мужчина расстроено убирает деньги обратно в кошелек. Вообще взрослые на фестивале делятся на две категории – тех, кто метается от стола к столу с потерянным видом, и тех, кто в азарте отпихивает детей, пытаясь пробраться поближе к «станции».
Спускаюсь под землю, где расположены лаборатории и детский лекторий Политехнического музея. Узкий коридор забит людьми. В некоторые лаборатории вход только по предварительной записи, в другие – длиннющие очереди. Женщина, переминаясь с ноги на ногу, устало смотрит по сторонам. Спрашиваю, долго ли стоит. «Достаточно долго, а очередь почти не движется. Дети уже все мастерские посмотрели, теперь хотят в химическую лабораторию», – вздыхает она. Прикидываю, сколько придется стоять, чтобы попасть внутрь, – прогноз неутешительный. Такая же ситуация со всеми остальными лабораториями. Пытаюсь заглянуть хотя бы из-за двери, что там происходит, но небольшие кабинеты битком набиты народом.
В коридорах стоят два небольших стенда – один с играми, а второй с научно-популярной литературой и познавательными журналами. Здесь и журнал для школьников «Квантик», который в этом году стал соорганизатором фестиваля. В детском лектории проходит интерактивная программа Московской школы терменвокса. Этот удивительный музыкальный инструмент представляет собой деревянную коробочку с двумя антеннами направленными вверх (тон) и вбок (громкость). Чтобы играть на терменвоксе, нужно двигать руками, меняя расстояние от рук до антенн, из-за чего меняется емкость колебательного контура и, следовательно, частота звука. Все желающие могут попробовать сыграть что-нибудь, а зал старается угадать мелодию. В завершении Петр Термен, правнук Льва Термена – изобретателя терменвокса, играет мелодию под аккомпанемент варгана.
К четырем часам людей не стало меньше, хотя некоторые станции стали потихоньку закрываться на перерыв. Народ потянулся к кафе и автоматам со снеками, а я решила, что мне достаточно науки на сегодня. Несмотря на то, что фестиваль ориентирован на школьников 1-8 классов, там было множество детей дошкольного возраста, которые чувствовали себя вполне комфортно. Все выходившие из культурного центра, и взрослые, и дети, выглядели усталыми, но довольными.