Лев Карахан
____
заместитель главного редактора журнала «Искусство кино»
«Это странно, но один из моих самых любимых «детских» фильмов — «Гамлет» Григория Козинцева. Мне было лет десять, когда я его увидел. Отец, большой любитель кино, решил сводить меня на настоящий фильм, наперекор всем бурно возражавшим родственникам, которые считали (и не без основания), что «Гамлет» — все же не для детей. В каком-то смысле они были правы, потому что «Гамлет» меня потряс настолько, что после просмотра тень отца Гамлета стала являться по ночам и ко мне. Но с другой стороны, я сразу вошел в большую воду и никогда об этом не жалел. Естественно, что смысл великого монолога «быть или не быть» никоим образом не был мною тогда ни понят, ни усвоен. Я просто ощутил прикосновение к чему-то главному.
Еще один фильм из детства — это «Фантомас», который достался из-под полы и как запретный плод был особенно желанным. Мой дядя-артист в каникулы повел нас с братом в ВТО (Всесоюзное театральное общество.
— БГ), где «Фантомаса», тогда еще не купленного и не дублированного, как выяснилось, собрались посмотреть в основном взрослые. Но фильм оказался абсолютно детским, и мы быстро забыли о своем нелегальном положении: хохотали над де Фюнесом, поражались невероятным перевоплощениям Жана Маре, хотя с каким-то пока еще неясным томительным чувством, конечно же, упивались и неземной красотой истинной королевы эротических детских грез Милен Демонжо.
Был в моем детстве, к тому времени уже постепенно переходившем в отрочество, и абсолютно потрясающий фильм с битлами — «Help». Я, конечно же, знал, что такой фильм существует. Но о том, что когда-нибудь смогу его увидеть, даже и не мечтал. Помню, однажды на даче, услышав несущиеся откуда-то призывные аккорды этой песни, я, не знаю зачем, пошел на музыкальный зов, как за дудочкой крысолова. И оказался в Доме кино на просмотре какого-то английского фильма «На помощь». Даже представить себе не мог, что меня ожидает. И когда на экране вдруг появились битлы — один, второй, третий, четвертый — и зазвучала до боли знакомая мелодия, я пришел в такой неописуемый детский восторг, что минут через десять меня стало клонить в сон, я перестал что-либо соображать и в тот злополучный раз, в сущности, так и не смог насладиться фильмом».
Елена Яцура
____
продюсер
«Королевство полной луны», потому что это совсем недавнее кино, и оно очень симпатичное — такой идеальный детский фильм. Современный, качественный, в нем все хорошо. Еще я бы посоветовала «Рождественскую историю» Роберта Земекиса. Почему-то всплыл «Старик Хоттабыч», который даже кино не моего детства, а детства бабушек нынешних детей и наших мам. Его очень забавно смотреть, мне кажется, оно может вернуться. Я понимаю, что это дико старомодный фильм, но это очень симпатичная история.
Не знаю, что понимать под «детским», моя-то любимая книга в жизни, «Два капитана», вообще из взрослой, детской и какой угодно литературы. Количество книг, которые читают дети, постепенно уменьшается, и я думаю, что «Два капитана» должны уходить из этого списка последними. Хороший фильм по книге, лучшая история про благородство. Ну и сказка «Двенадцать месяцев». Она очень прикольная, потому что она про женскую вздорность. Она, как и «Старик Хоттабыч», очень забавная по своему посылу. И сделана так, что это скорее искусство, чем сказка».
Кирилл Разлогов
____
директор Российского института культурологии
«Если брать воспоминания детства, то это картины в известной мере классические. Из самых ранних воспоминаний — фильм о Тарзане. Я смотрел его на даче, в деревянном кинотеатре, сидя на деревянной скамье. Это произвело на меня сильное впечатление. Дальше фильм «Подкидыш», который, может быть не совсем детский, но в центре — фигура ребенка, а плюс к этому Фаина Раневская с бессмертными фразами, типа «Муля, не нервируй меня», которые сопутствуют практически всей моей жизни.
Современное кино значительной своей частью сейчас состоит из семейных фильмов, которые на самом деле детские, хотя и не вписываются в наши представления о детском кино. Но, скажем, тот же «Гарри Поттер» — это и детский роман, и детский фильм, и детская психология. Или «Нарния». А чисто детское кино имело большую традицию в Советском Союзе. Картины Ильи Фрэза, например. Когда я уже был профессиональным киноведом, вышла большая статья о творчестве Фрэза в серьезном американском журнале Film Comment, где вообще русских режиссеров почти не упоминали, кроме Эйзенштейна и Тарковского. И вдруг специальная статья про наше детское кино. К сожалению, сейчас не удается воспроизвести вот эту школу детского кино в том же масштабе».