Слева направо: Антон, Константин, Варвара (племянница), Нина, Ольга, Тамара, Георгий, Давид
Ольга Шестерикова — домохозяйка и мать шести детей
Антон — 19,5 лет
Муся — 16,5 лет
Нина — 10 лет
Тамара — 7 лет
Давид — 5,5 года
Георгий — 3,5 года
— Вы какая мама?
— Я, как любая многодетная мама, всегда была мама-повар, мама-уборщица и мама-сказочница, а теперь, когда у меня появилась машина, я еще и мама-шофер. По вторникам и четвергам я по девять раз выезжаю из дома с детьми, то есть делаю 18 концов в день. А в другие дни это может быть три-четыре выезда из дома. Этой своей новой роли я очень рада. Я даже тут недавно думала: что я хочу — выйти на работу и нанять для детей шофера, который бы возил их на занятия, или самой продолжать их возить? Поняла, что хочу сама их возить. Просто для этого мне железно нужно соблюдать расписание, которое я составила в начале года: кого и куда нужно отвести и когда забрать. Когда происходит сбой в программе, например кто-то из детей вышел с занятий позже, или опоздал, или еще что-то, то у меня начинается легкая паника, потому что дальше опаздываешь уже везде. Так что когда много детей, нужна жесткая дисциплина, это однозначно. Прежде всего для мамы. Если я утром не встану в положенное время, а лишних 10 минут просплю, то я не успею отвести младшего в сад, трое старших опоздают в школу, а другой младший не успеет на свои занятия. И получается, что из-за этих десяти лишних минут сна я подведу пятерых детей. Такая математика. А потом уже дети на тебя смотрят и начинают быть организованными.
— У вас есть няня?
— Была. Потом она от нас ушла, и я подумала, что, в принципе, няня для младших детей мне не нужна. Со всеми занятиями детскими я сама справляюсь, погулять с ними я тоже могу сама, то есть надобность в няне как в таковой отпадает. И я просто взяла себе помощницу по дому. Решила, что лучше пусть я буду сумасшедшей мамой, которая носится по всем занятиям с детьми, а нанятый человек в это время убирает мне дом, гладит, стирает и так далее, чем наоборот: я буду прекрасной домохозяйкой, пока мой ребенок гуляет с няней. И читает с няней. И рисует с няней. Мне же самой это нравится это делать, так зачем я буду отдавать эти занятия няне? Больше всего ведь женщина устает именно от уборки, стирки, глажки и готовки, и именно это мешает ей быть хорошей мамой. Если ее хотя бы частично разгрузить, если сделать так, чтобы она приходила в убранный чистый дом, то чего не быть мамой-волшебницей?
«Решила, что лучше пусть я буду сумасшедшей мамой, которая носится по всем занятиям с детьми, а нанятый человек в это время убирает мне дом, гладит, стирает и так далее, чем наоборот»
— Ваши отношения с мужем менялись после каждого следующего ребенка? Как он относился к каждой вашей следующей беременности?
— Он — с восторгом. Это я волновалась. Мне очень повезло с мужем. Честно, я каждый день говорю Богу и свекрови спасибо за него. И дети с ним могут говорить на все темы, а со мной — только на определенные. И меня он всегда поддерживает. Например, когда я решила нанять домработницу, он первый был за. Он у нас вообще ужасный чистюля и считает, что дома должно быть тихо, спокойно и чисто.
— А у вас как?
— У нас громко, спокойно и чисто.
— Как вам удается сделать так, чтобы было спокойно?
— Это определенная работа. Просто когда неспокойно, то приходится встать и разобраться, в чем дело, и тогда опять станет спокойно.
Муся и Георгий
— Говорят, что чем больше детей, тем сложнее мужчине и женщине говорить о чем-то кроме памперсов.
— Есть такая тема. И иногда, когда мы остаемся вдвоем, действительно хочется сказать: «Иди памперс убери».
— А у вас бывают конфликты — или когда шестеро детей, то уже не до конфликтов?
— Ну, мы же живые и ссоримся иногда. Я люблю дуться. Могу подолгу молчать. Но, повторяю, мне с мужем повезло, и он себе таких вещей не позволяет, поэтому если есть какие-то неясности и недоговоренности, то он предпочитает выяснить все и сразу.
— Он вас балует?
— Да. Вот недавно спросил: «Оля, а ты спишь днем?» Я отвечаю: «Нет, не получается последние дни». А он говорит: «Спи. Когда ты днем спишь, ты лучше выглядишь». То есть он не говорит, что я плохо стала выглядеть, а сразу предлагает, что надо сделать, чтобы это исправить. Другой и не подумает, что жена устала, а мой муж все сразу замечает и предлагает пути решения увиденной проблемы. Или, например, он мне этим летом говорит: «Ты плаваешь?» А я летом перестала плавать, потому что клубная карта кончилась и как-то вообще не хотелось. Я бегала у реки летом. И он мне говорит: «Плавай, а то потеряешь форму». То есть когда я ему шестерых детей рожала, его не волновала моя форма, а тут заволновался. Мне было приятно.
Давид и Георгий
— Вы занимаетесь плаванием?
— Непрофессионально, но серьезно. Сейчас похвастаюсь: я выиграла соревнования в нашем фитнес-клубе. У меня золото по брассу и серебро по кролю. Я начала плавать два года назад — в воспитательных целях, чтобы старшую дочь приучить к плаванию, но мне так понравилось, что вот стала медалисткой. Теперь хочу научиться плавать баттерфляем. Мне очень нравится этот стиль, но я не умею им плавать. Хочу научиться и завоевать золото. Я вообще часто думаю: если бы родители отдали меня в школу олимпийского резерва (я же в детстве занималась плаванием), стала бы я чемпионкой мира?
— А хочется?
— Конечно. То есть я понимаю, что мне за сорок и таких высот не будет никогда, но все равно хочется.
— Как вы все успеваете?
— Все можно успевать, если грамотно составить график. Когда в начале этого года от нас ушла няня, я ужасно паниковала. А потом успокоилась и решила, что надо просто выписать на бумажку все, чем хотят заниматься дети, все, чем хочешь заниматься ты, и подумать, как это все можно осуществить, чтобы и ты на себе крест не поставила, и интересы детей не были бы ущемлены. На самом деле, просто нужно включать голову, и тогда все сумеешь сделать.
— Как вы добились того, что дети вас слушаются?
— У меня выхода другого не было. Мы же всю жизнь жили очень большой семьей. Это сейчас мы живем ввосьмером в целом отдельном доме, а раньше нас жило тринадцать человек в трехкомнатной квартире. Наша семья и семья брата моего мужа, у которых трое детей, мы жили вместе. Наш дом в многодетном поселке в Троице-Лыково, где живем сейчас, мы получили всего три года назад. Так что, если бы дети меня не слушались, я бы с ними просто не справилась. У нас ведь не было бабушек. Костина мама сразу после нашей свадьбы уехала в другую страну, а моя мама вскоре заболела и умерла. То есть я точно знала, что никто не придет и не поможет — как хочешь, так и справляйся сама. Но это и к лучшему. Теперь мы вообще все умеем сами.
— Вы сталкивались с тем, что к многодетным часто относятся немножко свысока — мол, вы всегда такие особенные, скидок сейчас будете себе просить...
— Да, будем. При Лужкове дети из многодетных семей во всех кружках занимались либо за 50 процентов стоимости, либо бесплатно, если речь шла о спортивных школах. Это был закон, и он выполнялся. Сейчас Собянин убрал все скидки, половина спортивных школ закрылись, и для многодетных нет никаких послаблений. И мне хочется подойти к директору нашего бассейна и сказать ему: «У меня шестеро детей, и трое из них плавают в вашем бассейне, причем одна представляет лицо вашей школы, так что сделайте нам, пожалуйста, скидки».
«Я точно знала, что никто не придет и не поможет — как хочешь, так и справляйся сама. Но это и к лучшему. Теперь мы вообще все умеем сами»
— Делают?
— Да. Но если не подойдешь и не попросишь, то никто тебе их не даст. А за троих платить полную стоимость — это получается на самом деле очень дорого. И когда говорят: «Вы будете просить скидок», я всегда отвечаю: «Да, будем, даже не сомневайтесь». Потому что кто-то растит одного ребенка и кусает локти, не зная, откуда взять деньги, а я ращу шестерых и не хочу, чтобы они сидели дома и не ходили ни на плавание, ни на рисование — или куда им хочется ходить. Я не хочу, чтобы они были чем-то обделены просто потому, что их много.
— Вы на себя лично тратили когда-нибудь время? Например, ходили к психологу когда-нибудь?
— К психологу — нет. Но я придумала, что можно нанять себе тренера в фитнес-центре, заниматься с ним спортом и рассказывать ему параллельно все, что тебя волнует. Так я и поступаю. Потому что отдельно на психолога, отдельно на плавание, отдельно на чашечку кофе с подругой у меня времени нет.
— Как вы умудряетесь каждому ребенку уделить время? Не одеть, покормить, полечить, проверить уроки, а просто побыть с ним?
— У нас так получается, что у каждого ребенка есть чуть-чуть времени в неделю, когда он остается со мной один — дома, или в машине, или в магазине где-то. Я эти моменты ужасно ценю. Потому что в эти моменты можно только с этим ребенком что-то вместе сделать. Только с ним. Вдвоем. Счастье.
Антон
— Вы воспринимаете себя как особенную женщину?
— Совсем нет. Иногда я смотрю на свою жизнь как на кино и удивляюсь, что это все со мной. Я же на самом деле ленивая очень. Я порой думаю, что шестеро детей мне дано просто для того, чтобы я не ленилась. Не для того, чтобы я уставала, а для того, чтобы я не ленилась.
— Оля, а что вы делаете, когда вам плохо, не хочется ничего, ото всех устали и вообще?
— Лучшая борьба с депрессией для меня — это шопинг. Мне, чтобы вернуться в нормальное состояние, надо поехать в магазин одной и что-нибудь купить. Тут главное — остаться одной. Тогда все налаживается.
— Вы такая замечательная и мудрая — вы сразу были такая, уже с первым ребенком?
— Что вы! Я только на четвертом ребенке догадалась попросить о том, чтобы в подъезде поставили пандус, и я перестала таскать коляску по лестнице вниз и вверх на руках. Только на шестом ребенке я научилась не брать с собой детей в магазин, чтобы не говорить им постоянно «это дорого» и «нет, я этого тебе сейчас не куплю», и поняла, что каждый выход из дома с детьми надо продумывать, даже если это обычная прогулка. Только тогда она приносит всем радость, а маме при этом легко. А мы за легкость. За невыносимую легкость бытия.