Учить детей музыке в городе трудно, но можно. Трудно потому, что у советской системы музыкального образования почти нет альтернативы, она представляет собой знаменитую «трехступенку» (школа-училище-вуз) и похожа на дом-высотку за плотной оградой. Внутри может быть здорово, но система закрыта и нацелена на результат — вырастить профессионала. Дети рано делятся на тех, кто «бросает», и тех, кто «продолжает». Некоторые учатся просто так. Но кроме чудака-педагога, который зачем-то исповедует принцип «все равно полезно», сама система не обращает на них внимания. Впрочем, и она стареет, культ мастерства, передающегося из поколения в поколение, выветривается вместе с чопорностью. Учить музыкальной литературе как при бабушке («музыка делится на жанры: песня, танец, марш») становится неловко.
Внешне система держится привычно консервативно (есть особая прелесть в том, чтобы в шифоновых юбках и капроновых бантах играть в концертах с названиями «Судьба и Родина едины» или «Славны были наши деды», но не всякий решится). А внутри все ползет по швам и меняется. Как раз в этих швах можно искать хороших учителей для души или профессии, приятные школы с традициями и без, изредка — студии. И с удовольствием заниматься.