Образование: факультет медсестринского дела в 13-ом медицинское училище (так как специальности «медбрат» в тот момент не существовало, в графе «Специальность» в дипломе написано: «Медсестра широкого профиля»).
Работа: Центр диагностики и лечения им. Семашко
Заканчивая медучилище, я услышал, что в Москве открывается 18-я детская психоневрологическая больница, центр по лечению детей с церебральным параличом, где большое внимание будут уделять массажу. Меня распределили в другое место, но я договорился, и из этой больницы написали в мое медучилище просьбу направить меня к ним.
Там оказались совершенно удивительные энтузиасты, люди с 20–30-летним стажем, которые были готовы часами говорить о своей работе, учить других и учиться сами. Заведующая отделением лечебной физкультуры Валентина Александровна Бубнова была совершенно замечательной — по сути, она создала школу тех, кто работает с ДЦП.
В больнице нам читали лекции по ортопедии, неврологии, психиатрии, лечебной физкультуре, массажу… А поскольку надо было работать руками, каждому человеку давался наставник, за работой которого ты наблюдал, к которому мог обратиться за советом. Фактически именно он учил тебя профессии.
Меня поставили в один кабинет с Зинаидой Евдокимовной Смуровой. Она к тому моменту отработала уже лет 30. Наблюдая за ней, я забывал про своего пациента: у нее был ребенок на массажном столе, тут же была его мама (она была из тех, кто не выгоняет родителей, что вообще-то часто практикуется), еще один ребенок делал упражнения у станка, третий – с мячами на мате. И она за всеми успевала следить. Меня это просто завораживало.
У каждого массажа свои задачи: у спортивного — сначала подготовить мышечную систему человека к большим нагрузкам, а после — расслабить. Лечебный — исправить какие-то нарушения. Профилактический — предотвратить их. Косметический — это, например, массаж лица, массаж головы.
Сейчас еще активно рекламируют «похудательный массаж». Мне не раз попадались люди, которые убеждали меня, что это работает, что это им помогло. Но наверняка они при этом еще ограничивали себя в еде, занимались физкультурой. Массаж может улучшить трофику, сделать мышцы более эластичными, более работоспособными. Но похудеть с помощью массажа невозможно. Похудеет массажист, а не массируемый человек.
Как правило, в лечебном массаже работает больше женщин, в спортивном — мужчин. От силы рук вообще ничего не зависит. Конечно, когда спортивному массажисту надо размять штангиста, сила рук нужна. Но в лечебном массаже — нет. Наоборот: если человек пользуется силой рук, значит, он рано уйдет из профессии, потому что навредит сам себе, заработает больные суставы. Массажиста надо учить прикладывать силу, стоять с прямой спиной, подбирать стол определенной высоты… Если за этим не следить, будут профессиональные заболевания.
Незадолго до того, как я ушел из 18-й больницы, к нам из Звездного городка привезли костюм космонавта. Его придумал Арнольд Семенович Барер, который всю жизнь проработал в космической медицине.
В этом костюме раньше парил в невесомости один из космонавтов. А потом костюм надели на взрослого парня с ДЦП и стали проводить исследования. Оказалось, что с мышцами происходят очень интересные изменения. Дело в том, что этот костюм в космосе должен создавать иллюзию гравитации. Для этого он сдавливает человека от плеч до стоп, причем эту нагрузку можно регулировать, дозировать, давать больше или меньше с боков, спереди, сзади, — и выяснилось, что этот костюм оказывает общее лечебное действие, влияет на мышцы, на мозговую активность и так далее. Это был настоящий прорыв. Костюм запатентовали, разработали его модификацию для маленьких детей.
Я оказался в числе людей, которые работали с этим костюмом. Мы повезли его в Польшу и обучали поляков с ним работать, показывали, как это надо делать, читали какие-то лекции. В результате там открыли специальный центр, который работает до сих пор.
Работать с этим костюмом непросто: его надо правильно надеть, подогнать по человеку, создать нужное натяжение, а потом еще и работать в нем. У меня были пациенты, с которыми мы занимались в этом костюме. Это всегда очень индивидуально, нет каких-то стандартных схем.
Или еще: пришел врач, сказал, что у ребенка не разводятся ножки. Я беру — все в порядке. Почему так? Потому что педиатр мчался по Москве, торопился, прибежал весь взвинченный, помыл руки, схватил ребенка. Тот нормально отреагировал – напрягся. И тут же назначения, лечение, рекомендации...
Самое главное в медицине вне зависимости от специальности — это уважение и любовь к пациенту. И этого очень не хватает.
Типичная ситуация: родители рассказывают, что, когда они бывают у массажиста в поликлинике, ребенок плачет. «Нам сказали, что это нормально, так и должно быть». А это не так: если ребенок здоров, он не должен плакать. Мы начинаем заниматься — не плачет. За всю мою практику дети младше 7–8 месяцев плакали у меня 2–3 раза. Первые занятия они напряжены, а потом привыкают, расслабляются, им начинает нравиться, что я их кручу, верчу, поднимаю. Они воспринимают это как игру. Почему же в поликлинике по-другому? А потому, что ребенка принесли в незнакомое место, на прием к массажистке, у которой конвейер, где на каждого пациента отведено определенное количество времени. Конечно, начинается: «Мамочка, давайте-ка быстро раздевайте ребенка». Маленький ребенок реагирует на обстановку, на нового человека, на скорость движения рук. Скорость, кстати, как почерк или походка — переучиться практически невозможно. Но ведь если вы хотите успокоить взволнованного человека, вы не будете гладить его быстро. Так и к пациенту надо относиться с уважением, а не как к объекту, с которым тебе надо проделать некоторые манипуляции.
С другой стороны, когда отношения с пациентом становятся слишком близкими, это тоже очень мешает работе. Такое бывает, когда общаешься с одним человеком много лет. Все-таки должна быть дистанция. Когда она исчезает, это очень хорошо для отношений, но очень плохо для занятий. Тебя начинают воспринимать больше как друга, а не как врача. К рекомендациям и советам относятся уже не так серьезно и внимательно. Если начинаешь настаивать, возникают обиды.
А следовать рекомендациям очень важно. Вот, бывает, привозят ребенка с ДЦП на коляске. Вы занимаетесь, и через некоторое время он встает и начинает ходить с ходунками. Это отличный результат. Даешь рекомендации ребенку и его маме. Через полгода они возвращаются — снова в коляске. А все из-за того, что перестали заниматься самостоятельно.
На следующий день мне открыла дверь измученная мама. Она потрясла какой-то книгой и грозно сказала: «Сегодня он будет лежать спокойно». Ребенка раздели, положили на стол, и через 10 секунд он стал слезать. Тут она открыла книгу и принялась читать «Стихи о советском паспорте». Мы с ребенком замерли: он в полном анабиозе, я в растерянности. Мама читала с выражением, делала паузы, растягивала слова. Я понял, что она так тянула время. Ровно через полчаса чтение было окончено, ребенок вздрогнул и тут же слез.
Я спросил: «Что это было?» Она: «Я сама не знаю. Когда мы прочитали ему уже все книжки, я взяла первую попавшуюся, открыла наугад, попала на «Стихи о советском паспорте» Маяковского и стала читать — такая реакция». Я подумал, что дело в ритме. Но нет: оказалось, так ребенок реагировал только на «Стихи о советском паспорте».