Мария Мортазави экстренный хирург (Москва) |
«Вы даже представить себе не можете, какой это больной вопрос для всех сотрудников ургентных стационаров (скоропомощных больниц. — БГ). Давайте начнем с самого простого, но почему-то неочевидного.
После развала Советского Союза, например, в Москве не построено ни одного нового ургентного стационара. Да, кое-где введены в эксплуатацию новые корпуса при старых больницах, но они не смогли значительно изменить ситуацию с коечным фондом. А вот население города выросло в разы. Еще в 1991 году в столице проживало около 9 миллионов человек. А в 2012 году, по официальным данным, 12 миллионов, а по неофициальным, с учетом мигрантов из бывших братских республик и приезжих из регионов, все 23 миллиона. Понятно, что эти люди болеют и идут в больницы. К тому же обратиться в приемный покой стационара куда проще, чем попасть в поликлинику на прием. В больнице не могут отказать в приеме в связи с отсутствием полиса или паспорта, а для многих людей этот момент ключевой.
Врачи поликлиник тоже стараются не брать на себя лишние риски и при любом сомнительном случае отправляют пациентов в стационар, чтобы там быстренько разобрались в ситуации. Главным аргументом обычно служит «у них там и УЗИ, и рентген можно сразу сделать, а у нас запись на неделю вперед».
Чувствуете, как копится очередь? По воспоминаниям старших коллег, в середине 1980-х, когда открылась наша больница, к хирургу за сутки обращалось человек 10. Сегодня средний «счет» врача приемного отделения — около 40 обращений за сутки. А в дни различных народных гуляний это число может быть и трехзначным. При этом штат сотрудников приемных отделений так же не пересматривался с тех самых лохматых времен.
Теперь про нюансы работы самих медиков. Считается, что на каждого пациента врач может потратить около 15 минут. На деле, конечно, никогда в эти сроки уложиться не получается. Вы представляете себе общение с глухими стариками? А с пьяными в хлам людьми? А ведь есть и просто ну очень общительные люди, которые анамнез своего заболевания начинают рассказывать от момента сотворения мира. Даже если повод для обращения не стоил и выеденного яйца и доктор отпускает пациента домой с рекомендациями, последний всегда стремится получить пространный ликбез о причине возникновения проблемы, перспективах и т.д. И каждый человек справедливо полагает, что его случай исключителен и поэтому он имеет право на повышенное внимание со стороны врача.
Вся внутрибольничная логистика обеспечивается санитарками, которых хронически не хватает по причине смехотворнейших зарплат
Ну а если у пациента имеется в самом деле серьезная проблема, то на уровне приемного отделения возникает необходимость в дополнительных исследованиях, таких как анализы крови и мочи, рентгенография разных отделов, УЗИ, консультации смежных специалистов. Тут начинается самое неприятное. Вся внутрибольничная логистика обеспечивается санитарками, которых хронически не хватает по причине смехотворнейших зарплат. Сопровождающие пациентов лица слишком часто принципиально не желают возить каталки со своими родными и близкими, а даже если и соглашаются помочь, то все равно не знают расположения кабинетов. На все приемное отделение могут дежурить 3-4 санитарки, в обязанности которых входит транспортировка больных внутри самого приемника, в операционную и в профильные отделения. Санитарка, повезшая лежачего пациента в соседний корпус, тратит на это до получаса или больше с учетом катаний на лифтах, перекладываний и т.д. Также в обязанности младшего медперсонала входит санитарная обработка лиц в особо плачевном состоянии. Чаще всего это парализованные старики, бездомные и пьяные. На эти мероприятия времени тратится колоссальное количество. Например, помыть, побрить, обработать антисептиками и переодеть бездомного — это очень небыстрый процесс.
С непосредственными помощниками врачей, медсестрами, ситуация аналогичная. Почему-то на несколько врачебных кабинетов может работать одна или две медсестры, сбивающиеся с ног с кучей одновременных распоряжений. Один требует взять кровь, другой — промыть желудок, третий — побрить больному живот и быстрее подать пациента в операционную.
Консультации у смежных специалистов тоже являются извечным камнем преткновения. У любого из этих самых специалистов есть своя очередь из страждущих, соответственно, направленный на консультацию пациент чаще всего принимается в порядке общей текучки.
По мере сбора результатов всех обследований и консультаций может встать вопрос о консилиуме с ответственными специалистами. Вот только ждать ответственного хирурга или травматолога для вынесения финального вердикта зачастую приходится долго, потому что они могут быть в операционной или на консультации в других отделениях.
И самое, пожалуй, неприятное, — это писанина, от которой в последнее время врачи просто задыхаются. Мода на судебные иски от больных и прочие претензии к медикам от страховых компаний вынуждает нас заводить немыслимое количество каких-то согласий на любую манипуляцию, бланков с отказами от больничных, вкладышей и вклеек о прививках, отсутствии или наличии педикулеза и т.д. Сами записи в историях болезни должны быть подробны до абсурда. На канцелярщину времени тратится невозможное количество, это суровая правда. Компьютеров, конечно же, в приемных отделениях не было и нет.
Теперь вы можете представить, из чего складываются временные задержки при обращении в больницу. Конечно, негодование и недовольство пациентов вполне объяснимо и понятно. Вот только надо понимать, что и врач у себя в кабинете не чай пьет. Вероятно, работать еще интенсивнее без потери качества он просто не в состоянии.
Да и, кстати говоря, в столь любимой многими Америке среднее время ожидания в emergency department составляет до 7–8 часов, и это не вызывает удивления у населения. В наших же столь хулимых и ругаемых больницах потолок ожидания — 2,5 часа. При этом можно быть абсолютно спокойным, что не получишь многотысячный счет за услуги».