Ирина Мордовцева Стоматолог |
«У меня почерк очень красивый. И совсем непонятный. А вообще, я думаю, что чем хуже врач, тем лучше почерк. Потому что хоть что-то нужно делать хорошо в этой работе. И если ничто другое не получается, то нужно хотя бы красивые истории болезни писать.
Вообще, почерк у врачей плохой, потому что написание историй болезни — это однотипная монотонная работа, которую делаешь каждый день, по определенным стандартам. По сути, ты пишешь все время одно и то же. Ты видишь эти записи каждый день, и тебе кажется, что все понятно. А на самом деле почерк становится все хуже и неразборчивее.
Как понимают врачи своих коллег? Да они знают, что там должно быть написано. У нас в стоматологии вообще все просто: видишь номер зуба, снимок и понимаешь, что написал другой врач.
Сейчас развивается страховая медицина, и там требования к почерку серьезнее. В интересах врача написать все четко и понятно, это твоя же защита в случае чего. Чем меньше понятен почерк, тем больше вероятность, что тебя привлекут к ответственности. Это будет работать против тебя. Поэтому страховые истории болезней пишутся обычно четче и понятнее».
Андрей Федоров Хирург |
«Я последние 30 лет стараюсь больше печатать, чем писать, потому что мой почерк, скажем так, не очень ясен. Если я стараюсь, то все понятно, но это занимает очень много времени.
У врачей часто плохой почерк, потому что им приходится очень много писать, иногда запредельно много. На прием в поликлинике к врачу-хирургу отводится 10 минут, а к терапевту — 12, и за это время нужно посмотреть больного, разобраться с его проблемой, а потом оставить полноценную запись. Все приходится делать быстро.
При этом хорошо все записать — это очень важно. У нас есть шутка: все, что мы пишем в истории болезни, относится и к прокурору. Если что-то случается, то начинается расследование, все записи смотрят и так определяют, совершил ли врач ошибку. Бывают экстремальные случаи. Я слышал, что в Омске пару лет назад врач написал историю болезни настолько неразборчиво, что последующее лечение было неправильным. Все закончилось судом, а больницу обязали выплатить штраф.
Но обычно врачи записи друг друга более-менее, как-нибудь, по логике, понимают. А если что, можно спросить коллегу, что написано. Но, в принципе, разобрать почти всегда можно — при наличии практики.
А вообще, эта проблема с почерком врачей постепенно уходит. Все больше внедряется медико-информационная система, которая позволяет сделать полноценный слепок ситуации с больным. Эта система собирает все — историю болезни, результаты анализов, снимки. Многие мои коллеги предпочитают не писать вручную эпикризы и выписки, а работать с электронной историей болезни, в таком случае все остается ясным и понятным. Думаю, мы скоро забудем о выписках от руки».