Атлас
Войти  

Также по теме

Право на духовную помощь в больнице

Минздрав узаконил сотрудничество между медицинскими и религиозными организациями

  • 2961

ИТАР-ТАСС

Теперь за больными закреплено право на допуск священнослужителя, заявил статс-секретарь, заместитель министра здравоохранения России Сергей Вельмяйкин. Если пациент находится в стационаре, у него есть право «на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в медучреждении, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больницы».

Вельмяйкин особо отметил, что религиозные организации вправе проводить религиозные обряды по просьбам граждан, находящихся в больнице, и «в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей». Как сообщает пресс-служба Минздрава, разработанная форма договора упростит для пациентов и их родственников возможность совершить религиозный обряд в больницах и позволит устранить затруднения, которые часто возникают на практике.

Новый документ уберет основное препятствие на пути духовных лиц к пациенту — личное предубеждение руководства больницы против представителей разных религий. Так считает настоятель храма Покрова Богородицы в Филях Борис Михайлов, который более 20 лет вместе с добровольцами посещает городскую клиническую больницу №19. Проблем с доступом не было никогда, все посещения были согласованы с руководством ГКБ. Однако в другой московской больнице, детской, главврач оказался против посещения пациентов представителями церкви, так как сам был атеистом. В результате, когда родители звали отца Бориса прийти к ним, к примеру, причастить ребенка, согласие на это администрация давала крайне неохотно.

Новые правила способны не только помочь пациентам, но и навредить им, а также усложнить жизнь больницам — полагает глава благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер: «Любой договор подразумевает отчетность. Какая отчетность потребуется в результате этого договора: сколько причастили, сколько крестили? В результате будет процветать миссионерство, то есть религию будут навязывать больным, которые находятся в уязвимом, зависимом состоянии, что недопустимо».

Сейчас при Первом московском хосписе действует часовня, в которой служит православный священник Христофор Хилл. «При этом в хоспис регулярно под видом волонтеров пытаются проникнуть сектанты, — рассказывает Федермессер. — Вычислить их, конечно, легко. Мы их быстро отсекаем, как и всех, кто хочет идти к больным с миссией, а не с желанием поддержать и служить пациенту. Священник может прийти в больницу, только если этого хочет сам больной (или его родители, если речь идет о ребенке)».

В постановлении Минздрава есть одна деталь — доступ священнослужителя разрешен, только «если это не нарушает внутренний распорядок больницы». По внутреннему распорядку больницы есть приемные часы — скажем, с двух до пяти. А значит, резюмирует Нюта Федермессер, если человеку станет плохо ночью и он попросит позвать священника, сделать это будет невозможно. Такое уже не однажды происходило в московских клиниках. Например, мужчина после инфаркта хотел причаститься и позвонил отцу Христофору. Было 10 часов вечера, и священник с большим трудом пробился в больницу только после звонка охранника заместителю главврача. Но стоило ему приготовиться к церковному таинству – в палату вбежали другие охранники, скрутили и вывели жену пациенты, угрожали священнику. Они объясняли свое поведение нарушением больничного распорядка. В суматохе священник все же успел причастить пациента. Наутро тому стало лучше, однако руководство прислало к больному психиатра, решив, что нормальный человек не будет вызывать к себе священнослужителя в неурочное время.

Введенные Минздравом документы в нынешнем виде только закрепят эту пагубную практику, которую, наоборот, нужно ломать, убеждена глава фонда помощи хосписам «Вера».

Добрые отношения не могут строиться на основе бюрократии, прокомментировал новость священник Христофор Хилл: «Хорошо, когда у пациентов есть права, но есть опасность, что пациент не будет сам решать, когда позвать священника той или иной конфессии, вместо него этим займется руководство больницы».

Как отмечает президент фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер, чаще всего больные просят позвать к себе православных священников. Бывает, что в хоспис приходят раввины. А вот правоверные мусульмане практически никогда не оказываются в хосписах — как правило, приверженцы ислама очень хорошо ухаживают за умирающим родственником дома.

«Отношения между церковью и пациентом — это вопрос уважения прав и свобод человека, — говорит Федермессер. — Необходимо в равной степени допустить священника — в тот момент, когда это нужно, независимо от наличия помещения; и не допустить священника к тем, кто его не звал».

Нововведение Минздрава коснется не только больниц и профилакториев, но и детских домов, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, а также мест лишения свободы.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter