Атлас
Войти  

Также по теме

Почему в Москве закрываются больницы

Власти четвертый год реформируют столичное здравоохранение, чтобы выполнить майские указы президента Путина. Гонясь за ростом зарплат, теперь они вынуждены пойти на массовые сокращения персонала и закрытие 23% столичных больниц

  • 40918
Московская больница

https://www.flickr.com/photos/nyptus/

В июне 2013 года вице-мэр Москвы Леонид Печатников бодро рапортовал на заседании правительства города, что «двухлетний этап модернизации столичного здравоохранения практически завершен». Все поставленные президентом Путиным в майских указах задачи выполнены, сообщил чиновник. Средняя зарплата врачей в 2012 году составила 66 тысяч рублей, медперсонала – почти 48 тысяч.

Но, как выясняется, реформирование только началось. 15 октября редакция Российского медицинского сервера выложила  на сайте издания настоящую «бомбу»: план ликвидации двух десятков московских больниц и увольнения семи с половиной тысяч медработников. Как пояснил «Интерфаксу» вице-мэр Печатников спустя сутки, опубликованный документ – это всего лишь один из возможных вариантов модернизации системы столичного здравоохранения, который является результатом заказанного Департаментом здравоохранения Москвы исследования. Но, как утверждают медики из больниц, попавших в жернова новой реформы, он уже начал осуществляться. 

Ненужные койкоместа

План преобразований по каждой больнице включает увольнение персонала с выходным пособием, передачу оборудования в другие лечебные учреждения и отказ от комплекса зданий. Документ называется «План-график реализации структурных преобразований сети медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы в части высвобождения имущества». В нем очень обстоятельно, с «показателями эффективности» каждого лечебного учреждения, в числе которых, к примеру, выработка на 1 кв. м земли, оборот койки и ее доходность, расписан план ликвидации 26 медицинских учреждений, получающих деньги из московского бюджета. Всего в столице 65 больниц, таким образом, реформа затронет больше 20% крупных медицинских учреждений города. 


«Оптимизации» подвергнутся больницы с низкой оборачиваемостью коек, то есть те, у которых мало пациентов 

Смысл реформы – «оптимизация», о которой чиновники говорят с осени прошлого года. Тот же Печатников в ноябре 2013 года уже заявлял, что из 65 московских больниц, существующих как независимые учреждения, останется 34–35, но речь тогда шла не о ликвидации остальных, а об укрупнении. Несколько больниц будут объединены в одно юридическое лицо, так можно будет сэкономить на персонале и эффективнее тратить деньги. Теперь выясняется, что без увольнений не обойтись. 

«Оптимизации», судя по плану, подвергнутся больницы с низкой оборачиваемостью коек: то есть те, у которых мало пациентов. В ГКБ №59, которая будет ликвидирована, оборачиваемость койки составляет 9,9 человека в год, европейский норматив – 100.

Врач Наталья Сметнева, опубликовавшая обращение к президенту Путину с просьбой остановить «бездумную оптимизацию», уверена, что показатели по этой самой оборачиваемости московским больницам искусственно снизили городские власти. В обращении она объясняет это так: чиновники запретили бригадам «скорой помощи» госпитализировать москвичей с обострением хронических заболеваний, количество пациентов в больницах снизилось, тех, кто оказался внизу рейтинга по оборачиваемости коек и другим показателям, теперь закрывают. 

Указы против врачей

В своей избирательной программе мэр Москвы Сергей Собянин предупреждал, что нагрузка на разные звенья системы здравоохранения в Москве будет перераспределена: поликлиники должны заниматься профилактикой болезней хроников, а больницы – принимать тех, кому без госпитализации не обойтись. Про закрытие больниц и увольнение врачей в программе, конечно, не было ни слова.

Но оказалось, что без увольнений обойтись нельзя, потому что в Москве слишком много врачей. Майские указы президента Путина требуют, чтобы врачи получали не меньше двух средних зарплат по региону. В 2013 году средняя зарплата в столице составила 54 тысячи рублей. Власти попробовали «оптимизировать» сеть, присоединив больницы поменьше к больницам покрупнее, но оказалось, что этого недостаточно, денег на всех не хватает. 


«Нагрузка оказалась непосильной не только для Москвы»

«О сокращении персонала и высвобождении имущества официально нам не объявляли, но судя по тому, что у нас происходит, такие планы есть, – рассказывает Ольга Демичева, эндокринолог филиала №1 ГКБ №24, помещения которого, согласно плану-графику, должны опустеть к 1 апреля 2015 года. – Например, для нашего филиала администрация больницы перестала закупать лекарства. Только что сотрудники аптеки предупредили меня, что заканчивается инсулин 24-часового действия и закупок больше не будет. А оборудование не то что не закупают, наше вывозят – из лабораторий, из отделения урологии. Хотели еще вывезти офтальмологическое, но главная сестра не позволила. После этого она получила два письменных выговора за мелочи и вынуждена была уволиться».

Были разговоры, что благодаря объединению административной и финансовой систем нескольких медучреждений работа врачей станет эффективнее, а их зарплата повысится, говорит Демичева. Но этого, по крайней мере в филиалах, не произошло. «Наши заработки до слияния с ГКБ №24 были близки к цифрам, которые озвучивают чиновники, – около 70 тысяч рублей (присоединение ГКБ №11 к ГКБ №24 произошло в феврале 2014 года). В ГКБ №24 я ни разу не получала стимулирующих выплат, на руки обычно выдавали чуть больше 20 тысяч рублей, а в сентябре я получила всего 17 тысяч». Судя по тексту плана, примерно такой же уровень зарплат, от 13 365 до 25 291 рублей, и в других закрываемых больницах. 21 из 26 уже прошли первый этап реорганизации, став филиалами других лечебных учреждений. 

«Нагрузка оказалась непосильной не только для Москвы», – объясняет чиновник федерального Минздрава, знакомый с ситуацией в регионах, в том числе в столице. Зарплаты быстро растут, доходы региональных бюджетов падают, власти вынуждены увольнять врачей, чтобы держать уровень зарплаты оставшихся на требуемом уровне. В прогнозе развития экономики Москвы, который на этой неделе представили власти, написано, что доходы бюджета города в 2015 году вырастут всего на 1,5%, а номинальная заработная плата в городе – почти на 13%. В 2015 году, согласно прогнозу, она составит 65 тысяч рублей, это значит, что врачу надо будет платить около 120 тысяч рублей в месяц. 

Гоним реформу

Самая болезненная часть «оптимизации» – собственно закрытие медучреждений и увольнение персонала – начнется через несколько месяцев, в начале 2015 года. Власти, поняв, что столкнулись с сопротивлением врачей, намекают, что готовы на компромиссы. По словам вице-мэра Печатникова, далеко не все рекомендации аналитиков из пресловутого плана будут выполнены. Отвечая на вопрос «Интерфакса», почему этот план стал известен только сейчас, Печатников сказал: «Мы не хотели это публиковать, потому что тихо плакали в наших кабинетах. Но раз уж это вылилось в публичное пространство, теперь будем плакать все вместе».

Часть врачей все-таки готова поддержать реформу, но считает, что начинать надо было с другого. «Уверен, что направление верное, – считает кардиолог ГКБ №29 Алексей Эрлих. – Столько больниц Москве не нужно, и основную нагрузку должно нести амбулаторное звено. Но последовательность действий неправильная. Сначала надо выучить врачей, которые будут уметь лечить амбулаторно, направить их в поликлиники, изменив там условия работы, а потом уже закрывать больницы. А начальство просто гонит реформу».

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter