Мировая медицина постепенно приближается к серьезному кризису. В последние несколько лет в мире появляются все новые болезни, а также возвращаются старые. В прошлом году Африку поразила крупнейшая вспышка лихорадки Эбола, Мадагаскар — чума, а некоторые азиатские государства пострадали от холеры. В США было зафиксировано более ста случаев инфекции, которая вызывает паралич у детей.
За несколько десятилетий ученые так и не смогли найти лекарство от ВИЧ: они научились лишь сдерживать болезнь, но полностью вылечить ее не могут.
В будущем болезней подобных ВИЧ может стать больше. Проблема в том, что в мире заканчиваются эффективные антимикробные препараты. Новых открытий почти не происходит, а эволюция микроорганизмов продолжается: они все легче справляются с действием традиционных препаратов. В Индии, например, в последние годы борются с туберкулезом, который не лечится современными лекарствами. В будущем, согласно O'Neill Review, отсутствие эффективных лекарств может уносить до 10 млн жизней в год — это больше, чем рак.
Фармкомпаниям невыгодно инвестировать в новые лекарства
Американские эксперты, кажется, нашли основную причину кризиса в отрасли: фармкомпании просто перестали вкладывать деньги в создание новых лекарств.
Разоблачением фармацевтических компаний занялся известный американский телеведующий канала HBO Джон Оливер. По его данным, у 9 из 10 крупнейших фармацевтических компаний большая часть средств уходит на продажу и маркетинг, а не на исследования лекарств. О выводах Оливера пишет The Washington Post.
Согласно данным исследовательской компании в области здравоохранения GlobalData, в 2013 году Johnson & Johnson потратили на рекламу $17,5 млрд, а на научные исследования – всего $8,2 млрд.
На втором месте оказалась компания Novartis, у которой на маркетинговые расходы ушло $14,6 млрд, а на тестирование и изучение лекарств – $9,9 млрд.
Из 10 крупнейших фирм лишь одна потратила на исследования чуть больше, чем на раскрутку собственных товаров.
При этом большинство из этих расходов направлены на врачей, выписывающих лекарства, а не на самих потребителей. По словам Оливера, только в США фармацевтические компании в год тратят $3 млрд на маркетинг для потребителей, а $24 млрд они расходуют на то, чтобы убедить врачей выписывать определенные средства лечения.
Каждый, кто хоть раз был у врачей в России, также может заметить это. У врачей на столах можно найти множество блокнотов, календарей, ручек, различной техники с логотипами известных фармкомпаний — это как раз и есть расходы на маркетинг. Они устраивают врачам тренинги, вывозят их на различные мероприятия и всячески выстраивают с ними отношения.
Врачи под этим давлением выписывают пациентам массу лекарств, эффективность которых снижается или которые им в принципе не нужны.
Данные экспертов сильно противоречат заявлениям компаний, что они тратят огромное количество времени, чтобы запатентовать лекарства и оправдать средства, затраченные на исследования. Типичная жалоба: срок патента на лекарство составляет обычно около 20 лет, но большая часть из них уходит на разработку лекарств. Компании еле успевают окупить вложенные в разработку средства до появления дженериков.