Атлас
Войти  

Также по теме

Новое в законе о донорстве

  • 11263
Донорство

Что: Федеральный закон Российской Федерации от 20 июля 2012 года №125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов»Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года №1228 г. Москва «О порядке награждения доноров крови и (или) ее компонентов нагрудным знаком «Почетный донор России»; Приказ Минздрава России от 17 декабря 2012 года №1069н «Об утверждении случаев, в которых возможна сдача крови и (или) ее компонентов за плату, а также размеров такой платы».

Вступили в силу: 20 января 2013 года.

До вступления в силу этих документов врачи, пациенты и сотрудники благотворительных фондов опасались, что в конце января начнется острая нехватка доноров: подразумевалось, что платное донорство запретят. Тем временем нужды только некоторых больниц покрывались одними безвозмездными донорами. И в Москве это стало возможным преимущественно благодаря активной работе инициативной группы «Доноры — детям». Она уже несколько лет пропагандирует безвозмездное донорство и помогает желающим сдать кровь сориентироваться в нуждах пациентов, а больным найти доноров. Но, естественно, удовлетворить все потребности в крови хотя бы в Москве не на государственном уровне невозможно. И для того чтобы изменить ситуацию, по-хорошему требуется время. С этим и были связаны основные опасения по поводу нововведений в сфере донорства.

Как будет реализовываться этот закон, решают подзаконные акты, один из которых министр здравоохранения Вероника Скворцова подписала только на днях. Это приказ «Об утверждении случаев, в которых возможна сдача крови и (или) ее компонентов за плату, а также размеров такой платы». В соответствии с ним оплата предусматривается тогда, когда донор имеет редкий фенотип крови (совокупность различных признаков) или же заготовка крови ведется методом афереза. При проведении афереза донора подключают к аппарату, который делит кровь на компоненты, отделяет те, которые понадобятся реципиенту, а остальные возвращает донору. Используя этот метод, например, получают тромбоциты, которые переливают пациентам с онкологическими заболеваниями, после пересадки костного мозга. Донорам будут платить от 8 до 45 процентов прожиточного минимума, но право сдать кровь безвозмездно останется: от оплаты можно отказаться.

Евгений Жибурт

Заведующий кафедрой трансфузиологии и проблем переливания крови Национального медико-хирургического центра им. Н.И.Пирогова

«Новый закон «О донорстве крови и ее компонентов», а также те проекты нормативных документов, которые существуют, не сильно меняют положение дел. Четкий порядок, правда, еще не определен, ждем подзаконных актов. Всего их должно быть 17, но пока появилось только два — «О порядке награждения доноров крови и (или) ее компонентов нагрудным знаком «Почетный донор России» и «Об утверждении случаев, в которых возможна сдача крови и (или) ее компонентов за плату, а также размеров такой платы». Все идет по-старому, мы и до принятия нового закона были обязаны обеспечить доноров питанием, и в каких-то случаях, например донорам редких групп крови, платили деньги, никаких революционных изменений не произошло.

Органы государственной власти давно поддерживают развитие безвозмездного донорства, но в российском законодательстве до сих пор отсутствует определение безвозмездного донорства. Поэтому остаются вопросы: согласуются ли понятие «безвозмездный донор» с отгулами, с выплатами, которые получает почетный донор России? 

Риск платного донорства состоит в том, что в надежде получить деньги человек может скрыть противопоказания. Повышается риск передачи болезни реципиенту, и опасность эта абсолютно реальная. В новейшей истории России есть два примера, когда люди, знающие о том, что они заражены ВИЧ-инфекцией, все равно приходили на донорский пункт. В одном случае девушка умолчала о заболевании, в другом пришел товарищ с чужими документами. Оба наврали в анкете, поэтому кровь у них взяли, но, к счастью, при лабораторном исследовании инфекцию выявили. Стали проводить эпидемиологическое расследование, и выяснилось, что эти доноры состоят на учете как ВИЧ-инфицированные. Они были привлечены к уголовной ответственности, получили тюремные сроки.


«Усилия станций переливания крови не должны быть сосредоточены на том, чтобы организовывать собственный ресторан»

Вопрос рациона доноров до сих пор бурно обсуждается. Ваш покорный слуга был против включения обеспечения питанием в закон, потому что врачи должны заниматься медициной, а усилия станций переливания крови не должны быть сосредоточены на том, чтобы организовывать собственный ресторан. Это задача других людей, социальных служб. В законах партнеров России по Большой восьмерке вы не встретите ни слова ни о каком рационе. Конечно, кормить доноров никто не запрещает: например, во Франции прямо рядом со станцией переливания крови может быть столовая, где кормят завтраками, обедами и ужинами всех желающих. Но это жест доброй воли. Где-то дарят футболки, где-то дают талон на бензин, но никого делать это не принуждают. 

В новом законе теперь отдельно значатся мобильные комплексы заготовки крови — большие красивые машины, внутри которых есть все необходимое оборудование. Наверное, в этом есть элемент гордости, подобных машин у нас не было еще пять лет назад, по сути, это тоже выездная служба заготовки крови, только сама процедура проходит внутри автомобиля. К нам выездная служба приезжает на «газели», привозит донорские кресла, аппаратуру и заготавливает кровь в нашем помещении. А в Японии донорские пункты работают на станциях метро. Сдавать кровь можно где угодно, главное, приходите.

Если внимательно почитать закон о донорстве, становится понятно, что существует государственная монополия на заготовку крови. Это несколько противоречит Конституции, где написано, что поддерживаются все формы собственности и развивается конкуренция, противоречит предвыборной статье Владимира Путина, где говорилось о том, что все, что связано с государственной тратой денег, должно быть максимально эффективным. Будем надеяться на законодательные изменения, потому что ситуация, когда ни в одном документе нельзя встретить понятие «себестоимость крови» или «экономическая эффективность работы по заготовке крови», противоречит принципам существования нашего государства. В США, где вся кровь продается, но платное донорство запрещено, уже третий год снижается цена дозы эритроцитов, то есть люди стараются сократить издержки. Кровь заготавливают и продают больницам общественная организация Красный Крест и Американские центры крови. И все больше станций переливания крови объединяются, чтобы снизить расходы. При этом собственных лабораторий у станций и центров практически нет, потому что экономически эффективной может быть лишь большая лаборатория, которая работает 24 часа в сутки, дорогостоящее сложное оборудование не должно простаивать. Вот и получается, что из того же Нью-Йорка кровь дешевле отправить самолетом через всю страну в Аризону, чем заготавливать ее на месте. Одна лаборатория в Техасе обследуют девять миллионов образцов донорской крови в год. В России работают сотни лабораторий, и обследуем мы ежегодно три с половиной миллиона образцов донорской крови».

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter