Атлас
Войти  

Также по теме

Какие улицы убивают

Широкие проспекты и супермаркеты в каждом микрорайоне, редкие большие перекрестки вместо множества маленьких – так выглядит город, жители которого обречены страдать от ожирения и сердечно-сосудистых заболеваний, выяснила команда американских урбанистов. В своем исследовании «Планировка городского пространства, уличная сеть и состояние здоровья населения» они впервые связали конкретные параметры инфраструктуры разных городов США с состоянием здоровья их обитателей 


  • 11052
East News

East News Russia 2011

Вплоть до начала ХХ века стандартом городской планировки считались компактные и связанные уличные сети, – так, например, спланированы города Мохенджо-Даро и Нью-Дели, основанные почти пять тысяч лет назад. Традицию переняли древние греки и римляне, затем она досталась по наследству средневековым европейским городам и, переплыв океан в XVII веке, появилась в Новом Свете. Потом все мгновенно изменилось. Вместо компактной и связной планировки города в XX веке стали развивать на основе разреженной ветвящейся модели уличной сети, которую потом нагрузили широкими проспектами с большим количеством полос для движения транспорта. 

Группа американских урбанистов: Уэсли Маршалл из Университета Колорадо, Даниэль Пьятковски из Университета Саванны и Норман Гаррик из Университета Коннектикута – утверждают, что, если мы хотим жить долго и счастливо, нам нужно вернуться к городам из нашего прошлого. Их исследование «Планировка городского пространства, уличная сеть и состояние здоровья населения», опубликованное в августовском номере Journal of Transport & Health, связало ключевые элементы уличной сети нескольких десятков калифорнийских городов с состоянием здоровья их обитателей. Вывод у ученых получился простой: большие проспекты, много полос для автотранспорта и гипермаркеты приводят нас к ожирению, диабету и сердечно-сосудистым заболеваниям. 

Как проводилось исследование 

Ученые исследовали плотность расположения объектов общепита, землепользование, ежедневную внутригородскую миграцию, социоэкономический статус горожан и городскую планировку. Технически их работа представляет собой ряд типологий уличной сети, взятых во взаимосвязи с уровнем распространения ожирения и других болезней (по данным обзора California Health Interview Survey). 

Используя многоуровневый иерархический статистический метод, они изучили такие параметры, как возраст, доход, этническая принадлежность, образование, уличная планировка, продолжительность рутинных поездок жителей, расположение ресторанов быстрого питания, продуктовых магазинов, гипермаркетов, круглосуточных мини-супермаркетов и фитнес-клубов. 

Для исследования из 150 городов Калифорнии были выбраны 24 города, расположенные в разных частях штата: 12 средних по численности городов, самых безопасных с точки зрения статистики смертности на дорогах, и 12 самых неблагополучных, с высокой смертностью в ДТП. 

Больше перекрестков, хороших и разных 

Повышенная плотность перекрестков явно коррелирует со снижением уровня ожирения и других заболеваний среди горожан. Снижение плотности перекрестков с 144 на квадратную милю (эквивалентно сетке 12 х 12) до 81 (эквивалентно сетке 9 х 9) в одном районе в среднем приводит к увеличению уровня ожирения на 2,8%. 

Аналогичное снижение плотности перекрестков во всем городе приводит к 33,4%-ному росту уровня ожирения, 42,4%-ному росту заболеваний диабетом, 12,9%-ному росту заболеваний, связанных с высоким кровяным давлением, и 19,7%-ному росту сердечных заболеваний. 

Плотность перекрестков в пределах всего города в целом больше влияет на состояние здоровья горожан, чем плотность перекрестков в отдельно взятом районе. Другими словами, больше шансов сохранить хорошую фигуру имеют люди, проживающие в небольшом городе, а не в компактном районе, окруженном большим городом с неплотной уличной планировкой.  

Широкие улицы ведут к ожирению

Главный элемент планировки улиц, влияющий на состояние здоровья горожан, – количество полос на главных улицах города. Широкие улицы с большим количеством полос для движения транспорта соотносятся с повышенным уровнем ожирения и диабета. Этот результат является существенным, учитывая, что широкие главные улицы указывают на менее качественное пешеходное пространство. 

Исследование на уровне отдельных районов показало, что наличие шести полос для движения на главных улицах вместо двух предполагает 28,9%-ное повышение уровня ожирения, но примерно такое же снижение уровня заболеваемости сердечными болезнями. На уровне всего города аналогичное условие приводит к 36,6%-ному повышению уровня заболеваемости диабетом. 

Наличие велосипедных дорожек на главных улицах приводит к снижению уровня заболеваемости диабетом. Увеличение процента велодорожек на главных улицах с 0% до 40% приводит к 47,6%-ному снижению заболеваемости диабетом.

Общепит и диабет

Большое количество предприятий быстрого питания соотносится с пониженным уровнем заболеваний, связанных с высоким кровяным давлением на уровне отдельных районов, и с повышением уровня заболеваемости диабетом на уровне города. 

Наличие одного гипермаркета в районе приводит к 13,7%-ному повышению уровня ожирения и 24,9%-ному повышению заболеваемости диабетом. Наличие продуктового магазина на уровне района приводит к небольшому снижению уровня заболеваний, связанных с высоким кровяным давлением, а наличие круглосуточных магазинов на уровне всего города соотносится с ростом заболеваемости диабетом и ожирением. 

В городах с относительно большим количеством фитнес-клубов (20) наблюдается 24,5%-ное снижение уровня ожирения в сравнении с городом со средним количеством фитнес-клубов (12).

Благодарим пресс-службу ОАО «Мосинжпроект"»за помощь в подготовке материала

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter