Фестиваль-школа новаторского театра, несколько лет колесивший по Казани, Сочи, Перми, возвращается в столицу, под крыло Театра наций. Вместе они попытаются реализовать программу «Театральный квартал» и занять не охваченные до того современным искусством городские территории.
С 8 по 19 октября сто двадцать прошедших конкурс студентов приедут в Москву смотреть новое искусство, слушать лекции и участвовать в мастер-классах режиссеров и хореографов из Японии, Италии, Франции, Австралии и России. На спектаклях, перформансах, выставках к студентам могут присоединиться все желающие. Билеты на фестивальные события продаются в городских театральных кассах; запись на читку современной драмы открыта на сайте, а один из самых эффектных номеров фестиваля будет показан в центре парка Горького совершенно бесплатно.
8 октября, 20.00; Государственный театр наций Петровский пер., 3 |
«Смертельный двигатель» («Mortal Engine»)
|
8 октября, 18.00–21.00 Двор Театра наций Петровский пер., 3 |
Открытие фестиваляНа территории, окружающей лукоголовое здание бывшего театра Корша, реализуются давние амбиции его нынешнего художественного руководителя. Открытие фестиваля-школы пройдет прямо на свежем воздухе, а прилегающее городское пространство от Петровского переулка до Бульварного кольца в сторону Страстного бульвара превратится в тот самый театральный квартал, о котором Евгений Миронов беспрестанно говорит в своих интервью. Отвечает за открытие режиссер Филипп Григорьян (автор громкого «Полнолуния», который работал в Театре им. Йозефа Бойса и «Практике»); его «Перформанс без начала и конца «Свалка» на фоне одноименной инсталляции» будет выполнен совместно с художницей Галиной Солодовниковой и займет центр двора. Следующую попытку приручить уличное искусство планируется провести 14 октября на мастер-классе берлинцев Klebebande, которые занимаются тейп-артом. Тейп-арт — близкий родственник граффити, выполненный из скотча (а лучше — из строительной изоленты, она более плотная и лучше ложится). Приезжие художники планируют украсить театральный двор композициями на тему «Вишневого сада». |
10–13, 15 октября |
Программа «Живые пространства»Открытые читки пьес молодых драматургов, в которых заняты профессиональные актеры и студенты, происходят в самых неожиданных местах вроде бывшего общежития гастарбайтеров, Дома ветеранов сцены (шоссе Энтузиастов), Министерства культуры или Казанского вокзала. В плацкартном вагоне РЖД прозвучит текст белорусского драматурга Павла Пряжко «Три дня в аду» в интерпретации режиссера Семена Александровского. По ветшающему доходному дому на Страстном со зрителями будут бродить актеры и произносить монологи авторства Дурненкова и Курочкина. Аккредитация всех желающих происходит на сайте фестиваля. |
10 октября — 4 ноября, 12.00–20.00 Страстной б-р, 12, стр. 2 |
«90-е: победа и поражение»Выставка-спектакль Олега Кулика обещает личную летопись недавнего бурного времени. В качестве подводящих итоги девяностых Кулик отбирает истории художников — Осмоловского, Гутова, Чатка и собственную, — а драматурги и актеры под управлением режиссера Руслана Маликова пересказывают их на фоне обширной выставки в бывшем доходном доме 12, стр. 2, на Страстном бульваре, два этажа которого в описываемый период занимали тесные коммуналки, а затем пустовали, заселенные бомжами. Первый этаж здания планируется нашпиговать экранами и объектами, завесить плакатами и лозунгами, которые помогут не только вспомнить события девяностых, но и понять что-то новое о состоянии современной российской арт-сцены. |
10 октября, 19.00 Государственный театр наций Петровский пер., 3 |
«Circo Ambulante»Антитоталитарная фантасмагория с приметами нашего времени, написанная и поставленная двумя петербуржцами в начале этого года. Максим Исаев из Инженерного театра «АХЕ» создает окруженный акулами остров — с безумным мясокомбинатом и цирком в жерле вулкана; Андрей Могучий поселяет там слабый и несчастный народ, смехотворного тирана и престарелых героев (Лия Ахеджакова, Альберт Филозов), которые одни-одинешеньки, кажется, все еще помнят, что такое честь, свобода и собственное достоинство. Волей авторов революция на этой вулканической Ла-Манче обречена на провал, однако без ее неудачной попытки истории бы вовсе не состоялось. Ради того, чтобы Ахеджакова в финале могла натянуть на себя тяжелые латы Дон Кихота, по словам режиссера Могучего, спектакль и был придуман. |
10 и 11 октября, 20.00 Театральный центр им. Мейерхольда Новослободская, 23 |
«Grimmless»
|
12 октября, 20.00 Государственный театр наций Петровский пер., 3 |
Опера «Сны Минотавра» — work-in-progressВасилий Бархатов, заведующий «Лабораторией современной оперы», в рамках фестиваля обещает познакомить московского зрителя с произведениями хорошо известных на Западе отечественных композиторов. Опытные в исполнении современных музыкальных текстов Московский ансамбль под управлением Федора Леднева и хор Questa Musica представят три сцены («Квест», «Дочь Носорогопаса», «Семь снов») из «Снов Минотавра», незавершенной оперы живущей в Берлине Ольги Раевой. Окончание оперных работ планируется композитором к 2014 году, пока же музыку на либретто Владимира Сорокина представят на сцене сразу три режиссера: выпускница факультета музыкального театра РАТИ (ГИТИС) Екатерина Василева и ее дебютирующие на музыкальной сцене коллеги из драматического цеха Кирилл Вытоптов и Илья Шагалов. |
14 октября, 16.00, 18.00 ЦПКиО им. Горького Фонтанная площадь |
«Па-де-де с экскаватором» («Transports Exceptionnels»)
|
14 октября, 20:00 Государственный театр наций Петровский пер., 3 |
«Войцек» («Voiceks»)
|
16 октября, 19.00 Государственный театр наций Петровский пер., 3 |
«Полнолуние»Основанная на сочинениях композитора Алексея Сысоева музыкально-сценическая композиция Филиппа Григорьяна. Критика, наблюдавшая перформанс Григорьяна в Сочи во время культурной Олимпиады 2011 года, вспоминала о работах Ларса фон Триера. Непривычная сочинская публика испуганно покидала зал. Неизвестно, что показалось расслабленному черноморскому зрителю чересчур авангардным: голос берлинского «экстремального сопрано» Натальи Пшеничниковой, которая бубнила, шептала и пела первую, вокальную часть «Полнолуния» на фоне проплывающих макетов городов будущего; музыка Сысоева в исполнении Московского ансамбля современной музыки под управлением Федора Леднева, перкуссиониста Владимира Тарасова и электронщицы Сачико M или пластика японского мастера техники буто Такетеру Кудо на фоне гигантской, сконструированной Александром Лобановым («Синий суп») Луны, которая проходит вечный круг жизни. |
18–19 октября, 20.00 Государственный театр наций Петровский пер., 3 |
«Ния» («Nya»)
|