В прошлую субботу, 19 сентября, в Мюнхене начался самый известный в мире фестиваль пива — Октоберфест. В этом событии ежегодно принимает участие больше человек, чем во многих других международных мероприятиях. С 10 или даже 9 утра (по выходным) до 22:30 любители пива будут наслаждаться разнообразными сортами этого напитка.
В этом году средняя цена за литр пива составляет €10,2, что на 3% дороже, чем в прошлом году. Тем не менее из года в год потребление пива в это время растет, пишет Wonkblog газеты The Washington Post.
Согласно докладу UniCredit, посвященному Октоберфесту, потребление пива на человека в период с 1995 по 2012 год постоянно росло, несмотря на то, что цена напитка также повышалась.
Объяснить этот феномен достаточно сложно, потому что пиво входит в категорию товаров с эластичным спросом, то есть при росте цены снижается потребительский спрос. В среднем повышение цены пива на 1% приводит к снижению спроса на 3%, согласно исследованию UniCredit 2013 года. Тем не менее во время Октоберфеста происходит обратный процесс: вместе с ценой растет и спрос потребителей.
Исследователи из UniCredit полагают, что на этом мероприятии пиво становится товаром Гиффена. Это тип товаров, спрос на которые растет, когда увеличивается цена. Возможно также, высокий спрос на пиво на Октоберфесте связан с низкой конкуренцией. Если в целом, например, в Германии более 1 300 марок пива, то на Октоберфесте их количество ограничено. Кроме того, аренда палатки также растет.
Готовность покупать даже дорогое пиво связана и с самим характером мероприятия. Если уж люди прилетают сюда даже из других стран, они готовы покупать пиво по любой цене. И тем более пробовать самые дорогие марки — ведь за этим они сюди и приехали.
Необычный парадокс Октоберфеста был нарушен лишь в последние два года: в 2013 и 2014 году с ростом цены, спрос на пиво снижался.