Традицию празднования Первомая в Россию занесли не вольнодумцы и революционеры. В конце XVII века в Москве обитало много выходцев из Германии. Оторванные от родины, они старались сохранить свои традиции. Ночь, выпадающую на 1 мая, немцы называют Вальпургиевой и считают, что в это время пробуждается нечистая сила, а ведьмы собираются на шабаш.
При Петре I московские иноземцы стали устраивать гулянья и пиры в Сокольниках, отдавая дань языческим представлениям своих народов. Для закусок и напитков сколачивали грубые деревянные столы, поэтому уже в начале XVIII века праздник стали называть «Немецкими столами». Постепенно на торжество стали заглядывать и русские.
В XIX веке вся Москва стремилась на обрусевший, пока еще лишенный политической окраски Первомай. «Не побывать первого мая в Сокольниках, а особливо в такую прекрасную погоду, не полюбоваться этим первым весенним праздником – да это бы значило лишить себя одного из величайших наслаждений в жизни!», – утверждал Михаил Загоскин. Многие на гуляньях перебирали лишнего и отсыпались в кустах. Чехов в одном из ранних рассказов рисует типичную для гуляний картину. Жена тщетно пытается доставить домой подвыпившего супруга: «День 1 мая клонился к вечеру. Шёпот сокольницких сосен и пение птиц заглушены шумом экипажей, говором и музыкой. Гулянье в разгаре. За одним из чайных столов сидит парочка: мужчина в лоснящемся цилиндре и дама в голубой шляпке. Пред ними на столе кипящий самовар, пустая водочная бутылка, чашки, рюмки, порезанная колбаса, апельсинные корки и проч. Мужчина пьян жестоко...» Лишь в XX веке Первомай приобрел новое значение.