2 и 3 февраля программой «00:00» на месте старого Театра им. Гоголя откроется новый «Гоголь-центр» под руководством Кирилла Серебренникова, уже ставший причиной протестов уволенных актеров, угроз режиссеру с директором и категоричных высказываний о культурной политике Сергея Капкова. За несколько дней до открытия БГ отправился посмотреть, чем новый театр встретит своих поклонников и противников
Первое, на что обращаешь внимание, оказавшись в фойе, — большое свободное пространство, которое появилось после того, как отсюда убрали кассы, посносили перегородки кабинетов администраторов и другие служебные помещения. «Гардероб раньше находился прямо напротив входа, вот здесь», — мы проходим с главным художником театра Верой Мартыновой в углубление с эффектно скошенным потолком. Теперь гардероб переезжает в боковое фойе, а на старом месте расположится кафе, которое будет работать и вечером — для приходящих на спектакли зрителей, — и днем. В небольшом закутке справа откроется филиал книжного магазина «Фаланстер». Театр как небольшой, но доступный и многофункциональный культурный центр — таким его видит в будущем Серебренников. Но первые зрители столкнутся с другим: за несколько дней до открытия здесь все еще кипит ремонт.
Необычная форма зрительного зала стала результатом курьезной архитектурной истории Театра им. Гоголя, узнать, а главное — увидеть следы которой можно будет на экскурсиях 2 и 3 февраля (в дни открытия их будут проводить актеры «Гоголь-центра»). Вытянутая форма, сводчатый потолок, временно освобожденный от кресел и старого паркета зал со знакомыми кирпичными стенами и заложенными окнами — для отгадки не хватает запаха креозота и свистка локомотива. Несколько стоящих рядом зданий в 1930-е были перестроены и объединены таким образом, что зал Московского театра транспорта разместился в стойле паровозного депо. Впрочем, на окна уже успели наложить новенькие плетеные металлические решетки, а старые двери отреставрировали. Через месяц в партере установят кресла, сравнительно скромные, но мобильные и позволяющие легко менять конфигурацию рассадки, чтобы спектакль можно было играть не только на сцене, но и в любой части зала. На противоположном от сцены конце уже возведен «амфитеатр» — массивные деревянные ступени, где на подушках будут сидеть зрители. Рабочие заканчивают класть новый дубовый пол.
Из наследия старого театра в зале было решено оставить немногое, и за этим, несомненно, стоит выбор человека с образованием сценографа: помпезные, дающие приглушенный свет старые люстры, обитый темным деревом потолок («напоминает старинные итальянские библиотеки») и два массивных черных портика по бокам авансцены, похожие на части гигантского рояля. Точнее, на заготовку для еще не поставленного спектакля. Применение им найдут позже, а пока что, добавляет Мартынова, решили сохранить — просто ради причудливой формы.