Наталья
Управляющая командой горничных в частном особняке
Стаж: 5 лет
Место рождения: Санкт-Петербург
Основные клиенты: крупные бизнесмены
«Есть вещи, которые я в работодателе не терплю. Это высокомерие, грубость, пошлость. Я отношусь к своей работе именно как к работе. Я самодостаточна, и моя самооценка не должна страдать. Для меня уважение моего работодателя — определяющий момент. Увы, к нам приходят иногда девочки и рассказывают о случаях, когда в конце месяца они вообще не получали зарплату. В такой ситуации горничная никак защитить себя не может. В лучшем случае ей дают два часа на сбор вещей. А в худшем, бывает, вечером работодателю не понравилось, как была выглажена сорочка, а утром она слышит: «Мы больше в ваших услугах не нуждаемся», и охрана даже на порог не пускает.
В нашем доме такого нет. У нас есть трудовая книжка, договор, мы пользуемся всеми социальными льготами. Но скажу честно: такие условия, как сейчас у нас, на Рублевке я встречала нечасто. Идеальный работодатель — это человек, который видит в тебе прежде всего равного, а не человека второго сорта. Поймите, терпя в доме «людей второго сорта», вы никогда от них не добьетесь честного труда, от души.
Грамотная прислуга может украсить дом. Профессиональная управляющая во время банкета может по одному взгляду и кивку хозяина понять, что нужно делать. И когда есть такая степень понимания и взаимодействия с работодателем — это высший кайф! То же — в моей работе с горничными. Во время приема гостей я могу находиться в центре, а они где-то на периферии, и мне достаточно кивка головы — и оп, девочки перераспределились. Одним взглядом я показываю — сюда уже надо кофе, сюда конфеты, этому гостю надо показать, где туалет… И когда все слаженно работает — такой кайф, аж мурашки!
«Нельзя дружить, переходить на панибратство. Ничего даже близко напоминающего дружбу»
Я убеждена, что в первую очередь между работодателем и прислугой должна быть достаточно большая дистанция. Нельзя дружить, переходить на панибратство. Это очень мешает работе. Ничего даже близко напоминающего дружбу. Иначе управлять таким персоналом очень сложно! Посадить за стол, выпить вместе чаю — категорически нет. Это очень расслабляет прислугу. Нужно учитывать, что сейчас, к сожалению, в прислугу идут далеко не самые интеллектуальные и умные девушки, а попроще. И они могут быстро воспринять иногда разовый добрый посыл как что-то само собой разумеющееся. Чтобы в доме была тишь да гладь, первое, что необходимо, — это дистанция.
К сожалению, найти хороший персонал в Москве очень непросто. Я готова писать во всех журналах и газетах призывы к молодежи и к девушкам: не стесняйтесь, это очень хорошая работа! Мне обидно, что сейчас в нашу профессию в основном приезжают молдаванки, украинки. А где же наши москвички и россиянки?
Ведь, во-первых, это свойственно женщине — быть хозяйкой в доме. При этом не каждая женщина в состоянии иметь свой большой дом, где она могла бы полностью реализовать себя. Почему тогда не реализовать свои природные способности в другом доме? К тому же, не скрою, это хорошая заработная плата.
Горничная, приходящая работать в дом, имеет все шансы рано или поздно стать управляющей. Но для этого нужен определенный период становления. Плох тот генерал, который не был солдатом. И чтобы стать хорошим управляющим, надо начинать с нуля. Только тогда через собственные руки, через собственные ощущения потихоньку приобретаются знания, опыт.
В России понятие «прислуга» несет в себе шлейф какой-то второсортности. Я за то, чтобы эту работу поднять до определенного эстетического уровня. Чтобы была создана целая отрасль — помощь по дому, работа в частных домовладениях — со своими традициями и в перспективе даже со своей высшей школой. Мы не должны быть тетками в халатах и со швабрами. Мы должны быть носителями культуры прислуги».