Телеканал MTV прекратит вещание в России в следующем году. Как пишет газета «Ведомости», компания «Профмедиа» решила не продлевать контракт на использование бренда, который истекает в мае 2013 года. БГ попросил тех, кого канал сделал кумирами российской молодежи, попрощаться с альма-матер
«Ко мне до сих пор иногда подходят люди и благодарят за «счастливое детство». Время с 1997-го по 2002-й было самым ярким: в людях горел какой-то рок-н-ролльный огонь, и те эфиры мы делали с большим вдохновением. Люди, когда приходили на смену, с собой приносили что-то вроде картошки, которая заваривалась водой, и работали ночами. Это было MTV для России: зрителям был нужен канал, говорящий с ними на одном языке. Поэтому мы так быстро стали звездами. Я поняла, насколько виджеи известны, когда мы поехали презентовать MTV по регионам. Где-то в Новосибирске, кажется, меня чуть не удушили собственными бусами. Из клуба, где проходило мероприятие, нас выводили со служебного входа в кольце охраны. Когда люди окружали автобус, раскачивали его и писали «звони», «приезжай», я подумала: «Боже мой, меня смотрит не только моя мама!» Это время расцвета быстро закончилось, потому что все превратилось в большой бизнес — а у нас любое дело, которое становится большим бизнесом, как-то сразу «куксится». На Западе все-таки умеют работать с брендами, совершившими в свое время революцию. Мы их не храним бережно. Хотя, наверное, это глобальное явление. Когда я увидела, что на церемонии MTV EMA 2012 лучшим видео стал клип «Gangnam Style», я поняла, что такая группа, как Nirvana, перевернувшая представление о музыке, уже никогда не появится».
Василий Стрельников
ведущий
«Для меня это был большой праздник, я каждый день приходил на работу с отличным настроением. Это было прекрасное время. Очевидно, что эта эпоха закончилась. И это произошло не сегодня, а где-то в 2002–2003 годах. Это не только связано с MTV, это вообще связано с бродкастингом в России, где вещание переживает кризис. То, что было тогда, уже не возродить».
Антон Комолов
ведущий
«Если перефразировать знаменитое высказывание «Государство — это я», я бы сказал, что «MTV — это в том числе и я». Я рад, что застал время, когда телевизор еще кто-то смотрел. MTV было маркером в системе координат «свой — чужой». Для меня линия водораздела проходит в 2002 году, когда разошлась «золотая команда». Для нас это был образ жизни. 90% людей, которые там работали, делали это не за деньги, это факт. Сейчас, наверное, такое уже невозможно, и не думаю, что еще будет, — в силу того, что все вокруг стало глубоко прагматичным, в том числе и телевидение, и даже молодежное. Тогдашнее MTV собрало очень много талантливых людей, им был выдан карт-бланш, каждый делал то, что считал нужным. В США MTV разделилось на несколько каналов, каждый занимает свою нишу, и они продолжают успешно существовать. У нас кабельных каналов мало, и они не особенно популярны. Кроме того — имеет ли смысл платить за чужой бренд, если можно вместо него запустить другой?
Это субъективно, конечно, но я уверен, что MTV тогда само устанавливало тенденции. Сейчас это под силу какому-то одному человеку… Возможно, даже программе, но не каналу. Да и, если уж совсем начистоту, канал, который сейчас закрывают, — это не тот канал, который мы делали в 1998–2002 годах».
Андрей Григорьев-Апполонов
солист группы «Иванушки International»
«В начале 2000-х MTV было действительно великолепным каналом, первым в своем роде. Для меня это еще и первый телевизионный опыт — в программе «Двенадцать злобных зрителей». Я работал с прекрасными людьми, и гости были самые разные — от Сергея Шнурова до 15 депутатов Госдумы. Сейчас, к сожалению, канал перестал быть тем телевидением, которое я хочу смотреть: из эфира исчезла музыка, остались какие-то ситкомы и болтовня. У нас к музыке в целом относятся хуже, чем в США. У молодежных каналов небольшая аудитория. Очевидно, что такой формат просто коммерчески невыгоден. Но скучать по MTV я не буду, остаются ведь западные каналы, у меня дома практически всегда звучит MTV Dance. Буду скучать по некоторым программам, которые российское MTV брало с иностранного вещания, — «Прокачай мою тачку, чувак», например. Ее ведь собирались выпустить здесь в собственном варианте. Даже успели «прокачать» какой-то «запорожец», но потом дело не пошло. А за то, что делало MTV несколько лет назад, нужно сказать огромное человеческое спасибо».
Александр Анатольевич
ведущий
«Понял, что наступил успех, когда ко мне начали подходить люди — реальная аудитория. Тогда еще не фотографировались — не у всех была такая возможность. Поэтому просто подходили, жали руки и высказывали свое мнение о том, какой должна быть музыка, что нравится, а что — нет. И это был настоящий суперинтерактив, не зависящий ни от рейтингов, ни от мнения телевизионного начальства. Я понимал, что эфир имеет довольно сильный эффект — для зрителей ты как минимум добрый приятель, если не «дружбан». Люди и сейчас подходят, часто пишут через социальные сети. Но текст примерно такой: «Александр Анатольевич, ты, конечно, молодец. Мы выросли на твоих программах. Но что случилось с MTV? А что будет дальше? Почему это показывают, а то не показывают? А где музыка?» Некоторые пишут: если бы вернули «Old School» — я бы смотрел. Поколение, которое тогда училось в школе, сегодня стало уже взрослыми платежеспособными людьми. И многие лояльные до сих пор остались в аудитории MTV. Если бы формат десятилетней давности возродили — он бы нашел своего зрителя».