Про Iknow.travel и нестерильные путешествия
Идея создать портал о местах для путешествий, о которых знают местные, но молчат путеводители, приснилась мне в начале 2012 года. Я всегда хотела быть большим боссом в своей жизни, но до этого в основном работала на разные корпорации. С момента рождения проекта идея много раз менялась – от большого портала про нетривиальные путешествия до сайта по продаже авиабилетов, от социальной сети для путешественников до авторских маршрутов по Парижу, Нью-Йорку, Милану от местных жителей.
Мы не просто ищем контрибьютора, который живет в городе, мы ищем человека, который в тусовке. Он рассказывает про свое видение города, разговаривает с местными барменами, галеристами, фотографами, консьержами, чтобы собрать картинку по кусочкам. Через Iknow.travel можно увидеть инсайдерскую, локальную жизнь города, которой нет в классических путеводителях. С маленькими кафешечками, в которые ходят местные, с галереями, которые сегодня есть, а через год их может и не может быть. Когда ты ходишь по основным достопримечательностям, живешь в отеле, то ты как бы существуешь в отдельно взятом стерильном боксе, ты не соприкасаешься с реальным городом и людьми, не чувствуешь нерв и настроение места.
Про FriendlyMoscow и другую Москву
Во всем мире, где бы ты ни достал карту, к тебе всегда кто-нибудь подойдет и предложит помощь. В Москве такой человек – я. В определенный момент мне надоело писать для туристов на салфетке обязательные к посещению места, и пришло осознание, что нужно делать проект про другую Москву на английском языке. Так появился гид FriendlyMoscow. Эта другая Москва как раз к этому моменту появилась. Пришло новое поколение, которое свободно говорит на нескольких языках, улыбается и часто ездит за границу, и открыло маленькие маркеты, магазинчики и заведения.
Москва для иностранцев не очень дружелюбный город. В нем говорят на непонятном языке, не улыбаются и не стремятся помочь. Поэтому мы не просто рассказываем про классные места, но и проверяем их на пригодность для посещения иностранцами: есть ли англоязычный персонал, прейскурант на английском, стараемся договориться с управляющим менеджментом, что если к ним придут люди с вопросом, то они в помощи не откажут. Слава богу, в большинстве случаев мы слышим в ответ: «Да мы так обычно и делаем, об этом даже не стоит договариваться!».
Про то, за что Россию любят иностранцы, и национальный колорит
Россия недооценена абсолютно. В 2005 году я работала в PR-агентстве, и по заказу Комитета по туризму города Москвы мы делали пресс-тур для иностранных журналистов. И то, что тогда вызывало у меня стыд – вся эта неустроенность и неухоженность – удивляло и восхищало иностранцев. Естественность – это главная вещь, которая поражает в России. Привыкшие к прилизанным европейским пейзажам, к тому, что каждый кусок земли кому- то принадлежит, зарубежные журналисты смотрели на бескрайние поля, леса, горы как на чудо. Первозданная природа – это тот товар, который Россия может поставлять на экспорт, то чего практически не осталось на европейском континенте. У нас все нешаблонно, нестандартно, зачастую неразумно, за это иностранцы и любят Россию, хоть и не готовы по таким правилам жить всегда.
Мне бы хотелось, чтобы кроме классических туристов, к нам приезжало больше людей на разные культурные инициативы – конференцию или вечеринку. Вместе с девчонками из Stay Hungry (проект званых ужинов) мы хотим сделать международный фестиваль уличной еды, чтобы на него смогли приехать люди со всего света! К сожалению, чтобы сделать нашу страну гостеприимной и туристически дружелюбной недостаточно просто сделать гид или много гидов. Нужно прикладывать большие усилия, в том числе и на законодательном уровне.
Про их политес и наши светские разговоры
По словам одной моей подруги, в России у тебя ощущение, что ты надеваешь кольчугу, берешь щит и меч и выходишь из дома рубиться в агрессивную среду. В Европе ты идешь и общаешься с городом, с его жителями: кто-то угостит кофе, кто-то цветок подарит, кто-то поболтает и комплимент сделает – твоя зона комфорта не заканчивается за порогом твоей квартиры или машины. Я сама постоянно делаю комплименты на улице или заговариваю с незнакомыми людьми, но пока мне все сходит с рук, потому что я девушка. Была бы я парнем, наверное, получала бы постоянно.
Можно бесконечно говорить, что за этим дружелюбием ничего не стоит, что это их политес. Но мне нравится такой политес гораздо больше, чем наш: наш человек тебе по чесноку вывалил все и сразу, зато честно. Да может, я не хочу знать правду, а хочу пребывать в блаженном неведении!?
Мы как-то все себя потеряли за последние 20 лет: живем не той жизнью, которой хотим, занимаемся не тем, чем любим… Все меряем деньгами и статусами. У нас есть проблемы с так называемым «little talk» – способностью поддержать коммуникацию с незнакомыми людьми. По своему проекту званых ужинов Stay Hungry, я знаю: для того чтобы разговорить иностранцев, не нужно ничего, а вот русских надо раскачивать. Потому что у нас не принято говорить с незнакомцами.
Надо перестать бежать, начать дышать полной грудью и прекратить считать пустые разговоры пустыми разговорами. Потому что это те маленькие мелочи, которые делают нас счастливым и и делают нас собой.
Про три любимых места в Москве
В «Мадам Галифе» круто приходить в светлое время суток, пить чай с чабрецом, есть шашлык с лавашом и наблюдать за гуляющими в саду людьми. Люблю это место за вид из окна – окно в сад это то, чего мне очень не хватает здесь, в Москве. «Солянку» люблю утром и днем в воскресенье, особенно в солнечные дни, за тайскую кухню, за тишину, за немноголюдность, за особый свет в окнах. А еще «Zю кафе» на Новом Арбате – бываю там с оказией, но когда прихожу, всегда сажусь за длинной барной стойкой и хочу попробовать что-то новое, но в итоге ем свои любимые димсамы с угрем и кисло-острый суп с курицей.