Дмитрий Клюйков группа «Настолкомания в Москве» |
Вечные игры
«Агрикола» и «Puerto Rico» — классические представители евроигр, в которых игровой процесс сводится к созданию оптимальных производственных цепочек для получения очков. «Агрикола» основана на базовой механике worker placement (расстановка рабочих). Каждый игрок отправляет членов своей средневековой семьи выполнять те или иные действия на ферме: вспахивать поля, сеять зерно, осваивать профессии и т.п. Как только игрок ставит рабочего на игровое поле, он сразу получает эффект, результатом которого может воспользоваться уже при следующем ходе. Побеждает тот, кто лучше всех развил свою ферму. «Puerto Rico» основана на принципе role selection (выбор роли). В свой ход игрок выбирает одну из доступных на данный момент ролей (мэр, строитель, капитан и т.п.), затем все игроки выполняют действия, соответствующие этой роли, но выбравший игрок получает бонус — например, скидку на постройку зданий. В конце игры сравнивается количество набранных очков.
«Twlight Struggle» — игра о борьбе за политическое влияние во время холодной войны. Игра ведется в дуэльном формате, а ресурсами для игроков выступают карты, раздаваемые каждый ход в определенном количестве. Каждую карту можно разыграть несколькими способами, что дает огромное число возможных комбинаций. Вы можете попытаться провести военный переворот в какой-то стране, а можете сыграть событие, которое упрочит положение в регионе. По сюжету это похоже на перетягивание каната между сверхдержавами, где канатом выступают остальные страны мира.
Новинки
Из новинок прошлогодней выставки настольных игр в Эссене наиболее перспективными мне кажутся «Terra Mystica», которую, к слову, собираются издавать в России, а также «Tzolk'in» — очень свежий взгляд на систему worker placement.
Павел Куркин группа «Клуб настольных игр «Единорог» |
Вечные игры
Конечно, это игры на воображение и сообразительность. Бессмертная игра — «Активити». Еще, на мой взгляд, хорош «Диксит», который русские дельцы украли и переименовали в «Имаджинариум». «Ужас Аркхама» — лучший и из настольных хорроров, который не помещается на многих столах, поэтому игра скорее напольная. Однажды мы играли в нее шесть часов. Ну и, конечно, «Манчкин» — лучшая настольная игра на основе карточек.
Алена Алексанян группа «Играния» |
Вечные игры
Наверное, со мной не все согласятся, но я считаю вечными те игры, с которых люди начинают играть. Это «Монополия», «Доминион», «Колонизаторы», «Билет на поезд»... Все эти игры достаточно простые, сравнительно короткие и веселые.
Лучшие игры
Новичкам я бы порекомендовала вечные игры, а также «Семь чудес» — очень люблю эту игру. Но если человек играет не в первый раз и уже почувствовал разные жанры, то я предложила бы «Twilight Struggle», «Advanced Squad Leader», «The New Era», «Игру престолов». Эти игры стратегические и очень интересные.
Новинки
Я за выходом новых игр особо не слежу. Но в прошлом году я была в Эссене, где проводилась крупнейшая выставка настольных игр, и сами издатели рассказывали о своих новинках. В основном я купила дополнения к моим базовым наборам игр — «Семь чудес», «The New Era», «Core Worla». И они оправдали себя.
Михаил Лойко группа «Играния» |
Вечные игры
Если говорить о самых древних играх, сохранившихся до наших дней, я бы упомянул сенет и го. Если об играх, которые еще пройдут сквозь века, то это шахматы и домино. К сожалению, на мой взгляд, современные игры вряд ли проживут долго в неизменном виде.
Лучшие игры
Среди современных игр я бы рекомендовал следующие: «Доминион», «Колонизаторов», «Каркассон», «Пандемию», «Memoir'44», «Маленький мир», «Диксит», «Дженгу», может быть, еще «Игру престолов», «Battlestar Galactica» и «Twilight Struggle». И пару «сект» — «Magic: The Gathering» и «Warhammer».
Светлана Брескина исполнительный директор магазина сети «Игровед» |
«Классика — это игры, которые мы привыкли видеть с детства на своих столах — шашки, шахматы. Есть еще несколько древних игр, например го. Представляет из себя поле, фишки белого и черного цвета, и задача игрока — отгородить камнями своего цвета большую территорию, чем противник. Играют в нее уже несколько тысячелетий, регулярно проводятся турниры.
Еще одна игра классического типа — калах, или манкала, ее по всякому называют. Считается, что эту игру нашли при раскопках в пустыне Калахари (по другой версии, ее изобрели в Америке в 1940 году. — БГ). В игральный набор входит доска с отверстиями и разноцветные камушки. Задача игроков — медленным передвиганием камней из лунки в лунку по определенным правилам заполнить калах — большое отверстие на краю доски.
Существует множество настольных игр, зарекомендовавших себя не десятилетиями, но около того. Сам рынок довольно свежий, популярными игры стали не так давно, поэтому говорить о больших периодах тяжело. Но есть игры, которые, наверное, не умрут. В первую очередь «Диксит». Это не только настольная игра, но еще и новый способ, новый формат общения между людьми. Смысл игры в том, чтобы придумывать ассоциации к картинкам. Все картинки уникальные и разные, авторские, со своим стилем, рисовкой. Игроки должны использовать свое воображение, фантазию, пытаясь каждый раз придумать карте уникальное название, непохожее на другое, прежнее. Практически каждый год издается масса дополнительных наборов карт. Ни один «Диксит» не повторяет другой, все картинки уникальные.
Еще одна проверенная временем игра — «Запретный остров». Ее компоненты — это артефакты, фишки игроков и карточки, из которых строится карта. Игра необычна в первую очередь тем, что является кооперативной. Это означает, что игроки сражаются с игрой, а не друг против друга. Они перемещаются на некий остров, который постоянно тонет. У каждого в команде своя роль. Цель — улететь с острова, что возможно только после того, как мы нашли все артефакты и карту «Вертолет». Полезно для детей — учит их не ссориться, а играть.
Новинки — понятие относительное. На нашем рынке они появляются несколько позже, чем на мировом. Сейчас популярность приобретают игры, где есть интерактив, элемент взаимодействия между игроками. Наверное, настольная игра — это новая форма общения. Это общение и между поколениями, и между сверстниками.
Есть одна новинка — «Абалон». Хотя, конечно, это новинка только для российского рынка: миру она уже давно известна. Все очень академично, черно-белые цвета, шары из специального небьющегося стекла. Задача — вытолкнуть с шестиугольного поля шесть шариков противника с помощью своих шариков. Эта игра тоже, думаю, одна из лучших, по ней даже турниры проводятся. Чем-то напоминает шашки, только механика необычная. Все гениальное просто.
Среди логических есть игра «Коридор». Очень простая, понятная и нравится всем. Поле расчерчено на клеточки, одним ходом игрок может либо передвинуть фишку, либо поставить препятствие на две клетки фишке соперника. Совсем заблокировать путь нельзя: нужно, чтобы хоть одна клеточка для прохода оставалась. «Доббль» — еще одна из неумирающих игр. Границ по количеству игроков нет — играют все, кто за стол поместился. Есть колода карточек с несколькими изображениями. Каждому из участников раздается по карточке, остальные открываются из колоды по одной. Как только изображение на карточке в колоде совпадет с изображением на карточке игрока, нужно его назвать — быстрее оппонентов. Способов играть не один, а целых пять.
Общеизвестно, что немцы — самые игровые ребята, даже мировая выставка настольных игр проводится в Эссене. Франция тоже набирает обороты. Есть еще Америка, но у них школа немного отличается. Есть школа европейская, есть американская. Европейцы делают больший упор на стратегию, на просчет, и соперничество там конкурентное: мы стараемся выиграть, набрав больше очков, чем соперник. В американской школе борьба куда более прямая — это направление называется «америтрэш»: там меньше просчета и чаще используются кубики. Это простое противостояние — можно сказать, военное. Есть герой, у него есть способности. Нередко американские игры концентрируются на кооперативной борьбе с игрой.
Российский рынок сильно отстает: до 1990-х, как известно, к нам игры не проникали. Разве что «Монополия» пришла давно. Не буду скрывать, «Монополия» уже устаревает, и ее заменяют более интересные игры, где уже больше зависит от действий игроков, чем от случайного числа на кубике.