Атлас
Войти  

Также по теме

Большая вера

  • 1679


Иллюстрация: Маша Краснова-Шабаева

Когда в Новосибирске тридцать с лишним лет назад учредили пост №1 — дежурства школьников у Вечного огня в честь погибших на войне сибиряков, я был не в том возрасте, чтобы на него заступить. Я уже оканчивал школу и готовился к экзаменам, а на почетную вахту отправляли детей помладше. Да и подходи я по возрасту, боюсь, не дали бы мне столь ответственное поручение. Это была дань не столько памяти павших, сколько коммунистической идеологии. Надо было быть высокосознательным, а меня и в пионеры-то приняли не в день рождения Ленина, как самых активных октябрят, а в день рождения пионерской организации — на месяц позже.Ив заявлении о приеме в комсомол, хоть и писал я его вместе с одноклассниками под диктовку, в графе «Причина вступления» вместо стандартного «желаю быть в первых рядах строителей коммунизма» шаловливая моя ручонка зачем-то накорябала: «Заставляет классный руководитель». Вступал я в эти первые ряды только через год и в другой школе.

В этом смысле православие демократичнее. Никто не станет проверять, как часто я хожу в храм, и решать, имею ли я право в связи с систематическими прогулами церковных служб заступить на Великий пост. Никто и внимания не обратит на то, что я надумал поститься не ради очищения души от грехов, а ради чистки организма от лишних килограммов, набранных с гусем в православное Рождество и с блинами в языческую Масленицу. И если я заступлю на этот пост не сразу после Прощеного воскресенья и буду соблюдать его не по стойке смирно, а изредка отвлекаясь на молоко, рыбу или даже колбасу, если я, наконец, сбегу с него и прямо в Cтрастную седмицу буду масло на сало намазывать, никто не стукнет кулаком по амвону и не скажет грозно: «Нательный крест на стол! Больше ты не православный!» По крайней мере пока не стукнет и пока не скажет. Но вот в Новосибирске уже более пятидесяти общеобразовательных школ ввели преподавание курса ОПК — основы православной культуры. На будущий год намечено его активное распространение, в том числе и на специнтернаты и коррекционные школы. То есть и на тех, кто в силу ряда обстоятельств не очень способен сделать осознанный выбор — посещать ему православный факультатив или нет. У наших соседей в Красноярске высокопоставленные попы и примкнувшие к ним муллы и раввины активно выступили против преподавания в школе теории эволюции Чарлза Дарвина.

Слава богу, что в Питере суд отклонил иск школьницы, требовавшей запретить преподавание теории Дарвина как основной. Может быть, зря? А что если и впрямь сообщать детям, что есть, кроме дарвиновской, и версия, будто Бог слепил из глины куклу, вдохнул в нее жизнь, затем вырвал из ее тела ребро и т.д. А еще вариант, у которого были и есть не самые глупые — от Блаватской до Мулдашева — сторонники, считающие, что человек появился в результате инволюции, то есть деградации гораздо более совершенных существ. Давайте наряду с боговдохновенным рассказом о Cотворении мира за шесть дней включим в программу и байки о Большом взрыве, будто бы создавшем Вселенную.

У каждого с религией — или, точнее, с церковью — свои отношения. У меня — сложные. Я горжусь тем, что один мой двоюродный дед был хоть и обновленческим, но все же епископом — Брянским. Смеюсь над рассказом о том, как я бегал голышом по краснодарской церкви, настоятелем которой был другой мой дед, к которому меня привели крестить тайком от только что реабилитированного отца. Жутко мучаюсь от желания спросить у кого-нибудь из зачастивших в церковь интеллектуалов, действительно ли они верят в шесть дней творения и в воскрешение Лазаря, и, услышав в ответ: «Ну это же аллегория, старичок», лишний раз убедиться в том, что они-то и есть куда более опасные еретики и враги веры, чем атеисты. Ведь и социализм накрыли медным тазом не те, кто верили в демократические ценности и изредка выходили на Красную площадь с плакатами, а те, кто ни во что не верили, но исправно ходили на собрания с партбилетами.

В отличие от последних я прочел когда-то не только положенные по программе «Три источника и три составных части марксизма», но даже «Как нам реорганизовать Рабкрин» и прочее, собранное в 56, кажется, томов полного собрания сочинений В.И.Ленина. В ленинизм я перестал верить томе этак на четвертом или пятом, увидев, что главным аргументом в любом споре у этого великого теоретика было клеймо: все, с чем он не согласен, — поповщина и говно. Но отчего-то эта чеканная формулировочка все чаще приходит мне на ум по поводу преподавания ОПК, антидарвиновских демаршей и постоянного слияния в экстазе первых лиц государства с первыми лицами церкви, от этого государства формально отделенной.

Тут сообщили, что в Дагестане составили черный список российских поп-звезд, которых не пустят выступить перед тамошними мусульманами, а также прочими — от православных до язычников и атеистов — жителями этого субъекта РФ, формально светского и демократического государства. Это еще круче, чем прошлогодний новосибирский антиборисомоисеевский пикет православной общественности. Все мы одним миром мазаны.

А что до моего поста, так за первые две недели я с тягостных 115 килограмм легко вернулся к привычным 110. Еще минус пару килограмм, и это будет для меня как вожделенные 90-60-90 для изнуряющих себя круглогодичными диетами дам. Хороший повод поверить в себя и собственные сверхъестественные способности.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter