О бедняцком, эксцентричном и свингующем Лондоне
«Другой Лондон» — главная выставка Фотобиеннале. В России начался год Великобритании, и галерея Тейт привезла к нам работы знаменитых фотографов-небританцев, которые увидели Лондон таким, каким его может увидеть только чужак, иностранец. Авторы работ жили в Лондоне или приезжали в командировки, бродили по улицам с камерой. Бедняцкий Ист-Энд и богатый Вест-Энд, рынки, площади, парки с гусями и отдыхающими рабочими, чопорные няньки и еще миллион сюжетов. Анри Картье-Брессон, Жак-Анри Лартиг, Мартина Франк, Роберт Франк, Дора Маар, Эмиль Хоппе и многие другие снимали и «визитные» карточки, и нерастиражированные места британской столицы с 1930-х до 1970-х годов.
На выставке есть фотографии с церемонии коронации Георга VI 1937 года, во время которой Картье-Брессон не сделал ни одного снимка короля, зато богато изобразил толпу — с разинутыми ртами и расширенными от восторга глазами. Есть витрина татуировщика на Ватерлоо-роуд, снятая Биллом Брандтом, — в 1930-е, оказывается, так же любили драконов, как сейчас. Не пропустите «Девушку с котенком» Брюса Дэвидсона: говорят, загадка, кем она была, не давала покоя фотографу всю жизнь.
О Гитлере, фэшн-фотографии и фотошопе без фотошопа
Эрвин Блюменфельд — один из родоначальников сегодняшней фэшн-фотографии и автор знаменитого снимка, где фото Гитлера наложено на изображение черепа, — «Лицо террора». Кстати, это работа 1933 года — настоящий террор был еще впереди. Директор Мультимедиа-арт-музея Ольга Свиблова назвала Блюменфельда «рыцарем, который всю жизнь искал магический способ, с помощью которого можно выразить красоту мира и красоту людей».
Это увлеченный экспериментатор, который за много лет до фотошопа создавал многослойные фотографии, опередил современников в технике съемки, обработки пленки и печати, изучал природу цвета и вносил динамику в статичные женские портреты. Марлен Дитрих, Одри Хепберн, Джейн Фонда, «Гитлер с кровоточащими глазами», варианты обложек Vogue и Harper’s Bazaar, «Обнаженная под влажным шелком» — в ретроспективе работ Блюменфельда есть что угодно и даже больше.
О прекрасных и свободных женщинах
В 1960-х Гарри Виногранд произвел революцию в фотографии. Он не изобрел жанр стрит-фотографии — это сделали задолго до него, но он сумел по-новому увидеть образ женщины. Виногранд выходил на улицы Нью-Йорка, Сан-Франциско и Аспена и снимал девушек такими, какие они есть, — естественными, совсем не кукольными, раскрепощенными, сильными, свободными. Короткие юбки, никаких бюстгальтеров, демонстрации за право на аборты, танцы, улыбки, поцелуи и распущенные волосы.
В названии его знаменитой серии «Женщины прекрасны» скрыта ирония — как рассказала владелица коллекции Лола Гарридо, «женщины прекрасны — это такая старая, кондовая истина. Но Виногранд показал, что они не только красивы — в женщинах есть кое-что еще».