«Лиза, домой!»
Режиссер Оксана Бурая красиво сняла грустную историю о том, как ребенок хочет вырваться из дома, где ему плохо. Главной героине Лизе, наверное, нет и семи лет, но с экрана на зрителя смотрит очень взрослое лицо маленького человека, который все про эту жизнь понял: вот кадр, где Лиза до рассвета сидит на поле, вот рассматривает улиток, вот сбегает из дома, полного гостей матери, выпивающих на очередном торжестве. И бесконечные вопросы непонимающей взрослой женщины, которой на самом деле до дочери нет никакого дела: «Почему ты убегаешь? Что тебя не устраивает?»
«Игрушки»
Режиссер Лина Лизюте рассказывает о городе, который мы все проезжали в детстве: там ничего нет, кроме фабрики страшных мягких игрушек, которые наваливаются на тебя на перроне, куда ты выходишь выкурить сигарету или купить мороженое, а из-за них даже не видно продавцов, — это и есть город Жлобин и единственное, чем он живет. Город не с перрона, но изнутри — как шьют, как живут, какие песни поют.
«Суперженщины»
Жизнь кассирш супермаркета в Тель-Авиве: русские эмигрантки, матери-одиночки, сильно накрашенные женщины с тяжелой розовой помадой на губах. Одинокие и несчастные, вынужденные справляться со своими бедами вместе, под одной крышей. «Суперженщины» — почти социальное исследование, разбор и анализ женского сердца, смешной и трогательный. Оператор, наблюдающий за женщинами из-за двери подсобки магазина, когда они жаловались на покупателей, пили чай, не понимал и половины диалогов, оттого получилось только лучше — как есть.
«Непал форева»
Комедия, главные герои которой — реальные политики, два руководителя организации «Коммунисты Петербурга и Ленинградской области». Замышляя псевдопоездку в Непал под звуки песни «И Ленин такой молодой», они хотят помирить две коммунистические партии этой страны. Псевдо — потому что вначале поездка была придумана для газет и для привлечения к себе внимания, но вышло так, что герои действительно отправляются в Непал: «Бананы! Гуд!»
«Сэры и сеньоры»
Еще одна удивительная история — десятки мужчин со всей Украины каждую осень собираются в Умани. Таким образом они пытаются подработать во время паломничества хасидов на праздник Рош-Хашан. Четыре дня сюда будут съезжаться тысячи ортодоксов с огромным количеством багажа, и украинцы будут его таскать, само собой попадая в нелепые ситуации на фоне этого странного сотрудничества: кошерная водка, принципиальные клиенты и сложности взаимопонимания.
«Морфология»
Фильм режиссера из мастерской Марины Разбежкиной. Инна Лесина выбрала главным героем патологоанатома за любимой работой. «Российский доктор Хаус» слушает Тома Уэйтса, The Rolling Stones и Deep Purple и жить не может без любимой работы: на стенах — картины маслом с видами морга, книжные стеллажи. Профессионализм, юмор и рассуждения о том, что «при царской России лекарям жилось хуже, чем нам». Это один из тех фильмов, где действительно важен главный герой.
Параллельная программа «Среда», ретроспектива Виталия Манского и программа «Ящик»
«Среда» — это более 40 российских фильмов, не вошедших в основную конкурсную программу, но тем не менее достойных зрительского внимания. Например, работа «Поморы» Дмитрия Васюкова о жизни рыбаков на Белом море или «Надежда, Любовь» ученика Марины Разбежкиной Александра Кащеева — о жизни двух молоденьких московских моделей, мечтающих о лучшей доле. Программа «Ящик» — телевизионные неигровые фильмы, выходившие в эфир весь прошедший год: «Анатомия процесса» Лошака, «Девочки летят» про самоубийство подростков Екатерины Гордеевой и многие другие интересные проекты. Ретроспектива президента фестиваля Виталия Манского — отдельный разговор: покажут и «Частные хроники. Монолог» о 1960–1970-х, и последнюю работу «Труба» про газопровод, связавший Россию и Европу, и документальный фильм о девственности.