Атлас
Войти  

Также по теме

Почему мы проигрываем старшую школу

В международных образовательных мониторингах российские школьники 4-го и 8-го классов опередили своих сверстников. Но, взрослея, наши подростки не умеют применять полученные знания в обычной жизни

  • 8042

Минобрнауки обнародовало результаты двух международных исследований, по которым можно судить о состоянии школьного образования в стране. А БГ спросил у экспертов, почему нам не удается закрепить успехи начальной школы в старших классах.


Чтение

Проект «Исследование качества чтения и понимания текста» (Progress in International Reading Literacy Study, PIRLS) показал, что российские школьники читают и усваивают прочитанное лучше многих своих сверстников в других странах. Мониторинг проходил среди учеников четвертого класса и, таким образом, свидетельствует исключительно о высоком уровне отечественной начальной школы.

В исследовании PIRLS 2011 приняли участие около 325 тысяч человек в 49 странах. Первое место заняли гонконгские школьники, второе — российские, третье — финские, четвертое — учащиеся Сингапура. Разница в баллах у лидеров незначительная. В 2001 году Россия заняла 12-е место из 35 стран-участниц. В 2006 году — страна заняла первое место в рейтинге из 44 стран.


Математика

Международное сравнительное мониторинговое исследование TIMSS (TIMSS — Trends in Mathematics and Science Study) позволяет определить уровень развития математического и естественно-научного начального и общего образования.

Российские учащиеся 4-го класса заняли 10-е место. Школьники Сингапура — на первом месте, Кореи — на втором, Гонконга — на третьем.

Учащиеся 8-го класса заняли шестое место в своей возрастной группе. В лидерах ученики Кореи — первое место, Сингапура — второе место, Тайваня — третье.


Естествознание

В рамках TIMSS исследуются и навыки, которые школьники усваивают в рамках дисциплин этого профиля и потом применяют в жизни. По этому показателю российские ученики 4-го класса на пятом месте. Впереди — Корея, Сингапур, Финляндия, Япония. Восьмиклассники на 7-м месте, помимо вышеперечисленных стран, они пропустили вперед также Тайвань и Словению.


О чем говорят эти результаты?

Галина Ковалева, национальный координатор от России, руководитель Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО: «По всем трем направлениям Россия упрочила свои результаты. Важно, что улучшились результаты по математике среди восьмиклассников. Мы считаем, что это из-за введения тестов, независимой итоговой аттестации в 9-х классах (ГИА) и ЕГЭ. Кроме того, мы снова подтвердили свое лидерство по уровню начальной школы, и мы видим, что у нас дети не теряют интерес к школе при переходе в основную школу (5–9-е классы). А вот перед старшими классами успеваемость и интерес к школе становится хуже, в средней школе начинаются наши проблемы.

Эту тенденцию показывают результаты другого исследования — PISA (Programme for International Student Assessment) среди 15-летних. Последний раз «математическое» тестирование по методике PISA проходило в 2003 году, и результаты нашей страны были признаны неудовлетворительными: 29–31-е место среди 40 стран в своей выборке. PISA 2009, которая изучала как раз уровень читательской грамотности дала еще более печальный результат: 43-е место из 65 стран. Результаты математической PISA 2012 года пока не обсчитаны, но прогноз неутешительный.

Мы объясняем это тем, что наша школа ориентирована на передачу детям знаний, информации. Наши учителя очень хорошо учат детей решать задачки по математике. Но PISA исследует все, что связано с умениями, навыками, используемыми не в учебе, а в жизненных ситуациях. В старшей школе следует перестроить учебный процесс. Девиз PISA — учимся для жизни».


Почему в старшей школе успеваемость ухудшается?

Алексей Кузнецов, учитель истории гимназии №1543: «Я вижу как минимум две причины неудач школьников в старшем звене. Первая заключается в том, что вообще для российской средней школы характерно угасание интереса ребят к учебе в старшем звене. По-видимому, это связано с тем, что маленькие дети по природе своей очень любознательные, готовы учиться «из любви к искусству», ради получения чистого знания. Подростки гораздо более прагматичны, им надо понимать, что они будут «с этого иметь». И вот тут-то и начинается провал: видимо, наше общество пока не убеждено в том, что качественное образование является важнейшим социальным лифтом; иными словами, многие просто не верят в то, что не обладающий деньгами и связями человек может многого добиться в жизни благодаря высокой образованности.

Вторая причина кроется в том, что «тестирование по методике PISA принципиально отличается от экзаменов и тестов, к которым привыкли российские школьники. В ходе этого масштабного исследования оценивается не уровень усвоения школьной программы, а способность подростков применять полученные знания в жизненных ситуациях». У нас же учат во основном по советским лекалам, когда задача состояла в том, чтобы дать ученику определенный объем знаний и умений, но при этом «западал» момент «связи с жизнью». Любой школьный учитель может привести множество примеров того, что ученики не могут на истории вспомнить неплохо усвоенное на литературе или географии: оно положено в памяти в шкафчики «литература» или «география» и упорно не желает вытаскиваться на истории. Точно так же, по-видимому, в тестах PISA школьники не распознают ситуации, которые они воспринимают как жестко привязанные к определенному предмету, а не к жизни за пределами школы».


Почему старшеклассники плохо читают?

Сергей Волков, учитель русского языка и литературы школы №57, главный редактор журнала «Литература»: «Потому что учат ерунде. Перестают с детьми книжки читать. Учат ненужному, дурно понятому литературоведению. Надо на уроках литературы читать — и читать интересное для детей. Или делать интересным неочевидно интересное. Для этого учителю надо быть самому интересным — и прежде всего интересным самому себе. Ему надо самому читать. И развиваться. И на жизнь смотреть широко. Поднять глаза от колеи, куда его загоняют. И прийти к детям с каким-то своим внутренним огнем. Или огоньком».


Почему подростки заваливают математику?

Александр Абрамов, математик, член-корреспондент РАО: «Дело в новых образовательных стандартах. С самых первых классов стало меньше часов на математику и больше на информатику. Скоро наши дети после начальной школы таблицу умножения знать не будут. Математику перестали преподавать интересно, детям она не нравится, хотя требования к ней стали проще, чем даже в 1980-х. Потом, в средней школе, появляется геометрия, и это гробовой курс: доказательства и теоремы даются тяжело детям. Да и культура учительства снижается, сильно испортилась методическая литература и курсы повышения квалификации педагогов».


Гендерный фактор

Ольга Гозман, генеральный директор компании Begin Group, представляющей маркетинговые и аналитические услуги вузам и школам: «Конечно, тут целый комплекс проблем. И про те из них, которые связаны с нынешним состоянием школы, уверена, скажут другие спикеры. Поэтому я бы хотела обратить внимание на другой фактор, о котором часто забывают: в целом мальчики лучше успевают по точным дисциплинам, а девочки — по гуманитарным. При подсчете успеваемости по разным предметам получается, что девочки тянут вниз общий уровень успеваемости по математике, физике и т.д., а мальчики, соответственно, по литературе, истории и другим гуманитарным предметам. В целом же система образования не учитывает гендерные различия и не подстраивается под них. В других развитых странах, в частности в США, такие различия учитываются, и система образования призвана максимально их снивелировать. Если, к примеру, экономика испытывает потребность в специалистах с инженерным образованием, то девочки в школах получают больше курсов по математике, чем мальчики: понятно, что от природы девочки (в среднем) меньше способны решать задачи, но этот «недостаток» можно решить, увеличив нагрузку по отдельным дисциплинам. Таким образом, общий уровень знания точных наук повышается».

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter