Атлас
Войти  

Также по теме

Опять двойка

  • 2969

ОБЖ и физкультуру согласно новым правилам будет изучать каждый. Возможно, потому, что иначе бы эти предметы никто не выбрал ; иллюстрации: Ляля Ваганова

Слухи про то, что в Минобразования готовится грандиозная школьная реформа, ходили весь прошлый год. В январе слухи скатились в панику — мол, скоро старшие классы перейдут на выборную систему предметов по типу американской, только у нас обязательными предметами останутся ОБЖ, физкультура и уроки патриотизма, а остальные — по желанию и, скорее всего, за деньги.

После того как открытое письмо Медведеву, Путину, Грызлову и Фурсенко против нового федерального образовательного стандарта для старшеклассников подписали мой университетский преподаватель, мой любимый писатель, один очень хороший поэт, а также три десятка известных учителей, директоров школ, профессоров, литераторов, а за ними еще 10 000 человек, пришлось найти и прочитать текст стандарта целиком.

Две трети 70-страничного документа занимает характеристика новой структуры обучения и требования к каждому предмету. Чтобы уловить логику текста, абзацы надо перечитывать по многу раз. ОБЖ, физкультура и курс с загадочным названием «Россия в мире» стоят в общем перечне. Литература с физикой тоже на месте. Количество учебных часов прежнее — 36 часов в неделю. То есть версию про платное общее образование блогеры приплели из другого закона — о финансировании госучреждений.

Без понятий «патриотизм», «гражданская идентичность» и «самосознание» в тексте федерального проекта не обошлось, но весь пафос собран в разделе образовательных результатов, а не конкретных предметов. Курс «Россия в мире», который блогеры также подозревают в политической конъюнктуре, больше смахивает на симбиоз истории, географии, экономики и МХК, ничего конкретного про него пока не придумано.

На 56-й странице, где авторы попытались объяснить механизм выбора предметов учеником, я сдалась. Два абзаца, растиражированные журналистами и блогерами, написаны так, что понять их можно как угодно.

«В учебный план входят обязательные для изучения учебные предметы («Россия в мире», физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, выполнение обучающимися индивидуального проекта)

и выбранные обучающимися учебные предметы». То есть только эти 4 предмета — обязательные? Или все другие тоже обязательны, только набор каждый для себя составляет? Дальше. «Реализация задач обязательной части учебного плана обеспечивается выбором одного (двух) учебных предметов, курсов из каждой предметнои области (но не более 7 учебных предметов)». То есть если максимум предметов 7, а областей 6, то изучать и русский язык, и литературу, и при этом еще и алгебру и геометрию не выйдет? И это — выбор?

С этими вопросами я позвонила Ефиму Рачевскому, директору центра образования «Царицыно», в котором профильная система обучения старшеклассников действует много лет. Рачевский — член Общественной палаты, которая в прошлом году дважды отправляла этот проект стандарта на доработку. «Можно выбирать сколько угодно, а те, кто говорит «нельзя», не читали проект. ОБЖ — обязательный, в том смысле что его нельзя выбрать. Без него можно было бы обойтись, если бы не лобби Минобороны». «Хорошо, — говорю, — тогда давайте я вам процитирую страницу 56». Рачевский выслушал цитаты и попросил повторить. Я прочитала ему абзацы еще несколько раз. Немного помолчав, он ответил, что ограничение по предметам надо убрать — время для редактуры проекта еще есть: окончательный вариант текста в Минобразования передадут 15 февраля, а на эксперименты и доработки вообще еще 2 года. Через 20 минут Рачевский перезвонил. «Я понял, в чем дело. В этом предложении имеется в виду, что школьник обязан выбрать не менее одного предмета из каждой категории. Ограничение для того, чтобы он не остался без русского языка, например. То есть обязательных предметов минимум 10, а не 4». — «Так а где там слова «не менее» и «минимум 10»?» — «Вот их и надо дописать. И вообще надо весь абзац переписать. Сейчас Кондакова наберу».

Автору образовательного стандарта Александру Кондакову, гендиректору издательства «Просвещение», мне тоже пришлось звонить, чтобы разобраться в предметных блоках. В начале документа алгебра и геометрия описаны как один предмет, а на пресловутой странице 56 — как два. Разница существенная: во втором случае между ними придется выбирать. То же самое с шестой группой «курс по выбору»: в начале написано, что его назначает школа, на 56-й странице — что ученик выбирает дополнительный предмет из любой группы. Кондаков нестыковки в тексте прояснил: алгебра и геометрия одним курсом, дополнительный курс выбирает ученик, — а проект для того и выставлен на обсуждение, чтобы синхронизировать текст.

История с образовательным стандартом довольно точно характеризует уровень общественного разговора: одни пишут проекты государственного значения с множеством логических ошибок и обижаются потом, что другие читают их как хотят. А другие зачастую не читают их совсем. И пишут президенту, конечно.
 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter