Атлас
Войти  

Также по теме

Новый рейтинг школ — за и против

В новом топ-300 московских школ изменились критерии оценки — но многие по-прежнему сомневаются в его объективности. БГ спросил экспертов, как должен выглядеть идеальный рейтинг учебных заведений

  • 12561
Алексей Чаплыгин
Алексей Чаплыгин

руководитель исследовательской группы рейтингов «Интерфакс» и «Эха Москвы»

«Средний балл по ЕГЭ выше 70 баллов — это неплохо, но по каким трем предметам? Если по математике, физике и русскому, то это действительно высокий показатель. А если, например, по обществознанию, русскому и иностранному (для языковых спецшкол), то это совершенно иной уровень. Я бы ввел еще один показатель: число учеников, набравших по математике более 70 баллов. А вот с баллами за успешную сдачу ГИА-9 я абсолютно согласен — в 9-м классе детей еще не натаскивают на оценки искусственно.

Но все эти показатели — валовые. Необходимо делать поправку на размер школы: либо на численность учеников, либо на численность преподавателей на полной ставке. Правда, воспитателей дошколят и «младшеньких» не надо учитывать — достаточно посчитать преподавателей в 4–11-х классах. 

Неплохо сделана шкала, отражающая статусы олимпиад. Но, во-первых, олимпиады могут быть связаны со специализацией, что дает преимущество отдельным школам. А во-вторых, здесь опять-таки нет поправки на число обучающихся. То же самое замечание по дополнительным критериям.


«Высокие достижения мешают доступности — образование становится элитарным»

Да, рейтинг выполняет свою главную задачу: отразить высокие образовательные достижения школ. Но при этом он не приближает столицу к цели, сформулированной Департаментом образования, — «обеспечению доступности качественного образования для всех москвичей». Мало того что высокие достижения мешают этой доступности — образование становится элитарным. Но и результаты рейтинга эту доступность не демонстрируют. Мы ведь не понимаем, какие из школ — участниц рейтинга оказывают платные услуги, не знаем объемы их бюджетов, не можем оценить административный потенциал руководства (и родительского комитета, в который может входить папа — высокопоставленный чиновник или младоолигарх) и затраты на реализацию тех или иных достижений, будь то высокий балл ЕГЭ или победа на всероссийской олимпиаде.

Наверняка существуют школы, ориентированные на национальные диаспоры Москвы; и эти школы могут играть позитивную роль в социализации «новых москвичей», что по некоторым параметрам может быть гораздо дороже достижений в учебе. И обязательно надо учитывать фактор здоровья. Вполне возможно, что погоня за «высокими достижениями» губит здоровье учеников. И в то же время наверняка есть школы (не только спортивной специализации), которые внедряют здоровьесберегающие технологии обучения».

Сергей Менделевич
Сергей Менделевич

директор школы №57

«Мы с коллегами много спорили о том, должны ли показатели по ЕГЭ и олимпиадам приходиться на душу школьного «населения». Например, по достижениям мы идем практически вровень со школой №1535 — она вырывается вперед по ЕГЭ, а мы — по олимпиадам. Но при этом в 2012 году там было 11 выпускных классов, а у нас — 4-5. И качество данного рейтинга — в том, что при разнице в численности учеников мы в нем находимся рядом. С другой стороны, рейтинг все-таки работает в пользу больших школ, малокомплектные в проигрыше. Но тут отражается политика города, ориентированная на укрупнение школ.

Тем, кто хочет, чтобы рейтинг школ основывался не только на качестве обучения, но и на каких-то других показателях, — флаг в руки. Но я все-таки считаю, что главная задача школы — дать детям хорошее образование. Родителей девятиклассников я предупреждаю на первом же собрании: «Господа, подумайте о здоровье своих детей — здесь им придется по-настоящему много учиться. Ваш ребенок может не закончить музыкальную школу или не стать кандидатом в мастера спорта по плаванию, потому что здесь у него просто не будет на это времени». Наша задача — воспитывать трудолюбивых детей, интересующихся получением новых знаний. И мы умеем это делать».


Московский рейтинг 2011/2012: как оценивались школы

1 балл — за каждого выпускника, который по трем предметам ЕГЭ набрал больше 220 баллов.
0,25 балла — за каждого выпускника 9-го класса, который получил на ГИА-9 по русскому языку и математике в сумме не менее 9 баллов (при пятибалльной шкале по каждому предмету), а также сдал один предмет по выбору на балл выше установленного минимального порога.
1 балл — за каждого призера московской олимпиады или регионального этапа всероссийской олимпиады.
3 балла —  за каждого победителя московской олимпиады или регионального этапа всероссийской олимпиады.
5 баллов — за каждого призера заключительного этапа всероссийской олимпиады.
10 баллов — за каждого победителя заключительного этапа всероссийской олимпиады.
0,01 балла — за каждый предмет и за каждого ученика, успешно освоившего программу в 4–7-х классах.
0,03 балла — за каждого ребенка, занимающегося в дошкольной ступени образовательного учреждения.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter