По данным исследования PIRLS 2011 (Progress in International Reading Literacy Study), российские ученики демонстрируют высокие показатели при чтении как художественных, так и научно-популярных текстов. 19% четвероклассников владеют читательскими навыками высшего уровня (в плане чтения, понимания и интерпретации содержания текстов длиной 800–1 000 слов), 44% — высокого, 29% — среднего, 7% — низкого. Ниже минимального уровня понимания оказался только 1% детей.
Кроме того, Россия попала в группу стран с самым большим числом детей (83%), высоко мотивированных к чтению. Практически четверть (26%) российских школьников каждый день читают книги для собственного удовольствия. Не любят читать 13% детей. Результаты исследования еще раз подтвердили, что наилучших результатов достигают дети, чьи родители имеют высокий уровень образования и сами любят читать.
В итоге мы оказались на втором месте в мире. Первое место заняли школьники Гонконга, второе — российские, третье — финны, четвертое — сингапурцы. Разница баллов в «золотой четверке» незначительная, а вот остальные страны она опережает со значительным отрывом.