Алексей Козлов, 17 лет
Баллы ЕГЭ: 100 по русскому, 100 по математике, история, литература, английский и информатика — больше 90 баллов.
Где учится: МГУ, филфак, теоретическая и прикладная лингвистика.
Чем занимается в свободное время: по вечерам произносит долгое палатальное [с] как праславяне.
Любимая музыка: итальянская романтическая опера XIX века.
Любимые книги: «Федра» Расина и цикл историй про муми-троллей Туве Янссон.
Любимая цитата: «Oh! a te bada, a te stesso pon mente, Don Alfonso, o mio quarto marito!»
О себе
Стихоман, опероман, юдофил. Восемнадцать лет мне никогда не исполнится, потому что 21 декабря 2012 года, ровно в мой день рождения, наступит конец света. Умным себя ну совсем не чувствую, потому что умный человек — это не тот, кто умеет правильно ЕГЭ решать, а тот, кто знает, что хорошего в данную секунду сказать тому, кто устал.
О том, «как так вышло»
Туда, куда я хотел, я имел право поступить по олимпиаде. Но выбирал я экзамены задолго до олимпиады и по-крупному перестраховался. Где-то в мае я осознал, что мне нужно сдать шесть экзаменов — русский, математику, историю, литературу, английский, информатику, которые мне ни для чего особенно не были нужны, — но ноблесс, мне сказали, оближ. Оближ так оближ; потому-то, наверное, никакого внутреннего мандража на экзаменах не было. По русскому и по математике получились две сотни, по всему остальному не помню, но больше, чем 90.
О ЕГЭ
ЕГЭ — простой, с этой мыслью надо свыкнуться. Хотя ученикам знаменитых столичных школ жестко регламентированное сочинение по русскому может показаться какой-то схоластикой. Но для ребят попроще сама идея, что мыслить можно так, как требует это самое сочинение — четко и с аргументами, — часто становится откровением. Я сам видел. А люди, которые в десятом классе читают Витгенштейна, могут поступить по олимпиаде, а потом получать эстетское наслаждение от игры в песочнице егээшного сочинения.
Без понимания предмета, конечно, все равно ничего не выйдет. Задания настолько разнообразны, что этакая бездумная натренированность в результате все равно даст сбой. А стопроцентное попадание может быть только у человека, который в сочетании с набитой рукой еще и в материале разбирается. А из стандартных логических ходов могут складываться довольно красивые решения, надо сказать. Как говорят теперешние методисты, у человека появляются не только знания, но и компетенция.
Умный человек — тот, кто знает, что хорошего сказать тому, кто устал
О том, каково быть «правильным мальчиком»
Все зависит от того, что тебе надо от учебы. Если нужен только диплом о высшем образовании, потому что иначе торговать на рынке морковью по-корейски не берут, то, по-моему, весьма логично еле-еле держаться на плаву. А если ты хочешь стать ровно таким специалистом, как у тебя в дипломе будет написано, да еще толковым... Здесь, по-моему, имеет смысл проявить некоторое смирение перед тем, что тебе засунули в учебный план. А вот на то, что в плане нет от моей кафедры, на общеуниверситетские курсы, вполне можно забивать. Я пробовал, и совесть не мучает.
Об интеллекте и зубрежке
Есть, наверное, какие-то врожденные различия в способностях. Тот же объем рабочей памяти, который у всех разный. А в случае с «зубрилами» — если не говорить о тех редких случаях, когда ими движет патологическое желание «ну похвали меня уже, учитель!», — дело просто в ответственности. Если уж я в этом страшном месте учусь (записался на этот спецсеминар, приговорен государством к ЕГЭ — нужное вписать), так уж нечего делать, надо поработать так, чтобы толк какой-то вышел. А лень, как бы поэтично о ней ни рассуждали, — это все-таки довольно скверно. Последние два предложения я сейчас скопирую, распечатаю и повешу над компьютером, потому что сам ежедневно об этом забываю.
О must do и планах на будущее
Я никогда не обещаю себе сделать что-нибудь ОБЯЗАТЕЛЬНО: по-моему, это слишком большая самонадеянность. Но мне действительно нравится наука. Может, и нет у меня необыкновенного полета мысли и теоретических озарений, но описать какой-нибудь язык, может быть, и получится. А если еще и объяснить штуки, которые в этом языке творятся, — так вообще замечательно!
Совет выпускнику
Просто начинайте с ясным видением цели готовиться в начале десятого класса — не лениво, но и без спешки. И не погружаясь в это с головой, упаси боже, — озеро мелкое, не во что погружаться!