Константин Северинов
Про научную работу в Штатах
Отучившись в МГУ, я поработал в Пущино, а затем переехал в США. Первое мое ощущение от лаборатории Колумбийского университета — «как же у них бедненько!». Оборудование, очевидно, было не таким современным, как в СССР. Но при этом было ощущение, что там наука активно делается, а в Союзе — нет. Теперешние завывания, что нам нужно восстановить легендарную советскую науку, — полная фигня, потому что даже тогда в американских лабораториях что-то все время происходило, а у нас раз в год закупались красивые приборы вне всякой связи с их реальной надобностью, а потом они стояли без дела, потому что не было реагентов.
Про молекулярную биологию
Я уже в шесть лет точно знал, что стану биологом. Сейчас я с ужасом об этом вспоминаю: откуда ж знать, что я сделал правильный выбор?! До четырнадцати лет мои представления о научной деятельности были такими: лаборатория, все в белых халатах — равенство, братство, подколки. При этом мне, как свойственно детям, нравилась организменная биология, и я представить не мог, что займусь молекулярной биологией.
В нашей лаборатории Института молекулярной генетики РАН мы занимаемся изучением бактерий, их взаимодействием друг с другом и с вирусами. Если бы существовали зоопарки для бактерий, то они были бы бесконечными. Бактерий очень много, а вирусов бактерий — еще больше. При этом они, как положено живым существам, постоянно друг с другом конкурируют. Но борьба у них идет не на уровне лисицы, съевшей кролика, или кролика, от нее убежавшего, а на уровне обмена химическими сигналами: какая-то бактерия производит какое-нибудь вещество — сама она к нему устойчива, — а находящиеся рядом бактерии другого вида погибают. Но, конечно, не все: на всякое токсическое вещество находится противоядие, и начинается нескончаемая «гонка вооружений». В итоге возникают очень сложные взаимодействующие системы, выполняющие самые простые действия: такая машина Руба Голдберга — неимоверно громоздкое запутанное устройство, выполняющее элементарные функции вроде подачи салфетки или завязывания шнурков. Живые организмы устроены по тому же принципу: они не столько совершенны, сколько похожи на агрегаты Голдберга. На молекулярном уровне жизнь чудовищно сложна, и эта сложность часто не имеет никакого смысла.
Про перемещение бактерий
Мне очень интересно, почему бактерии распространены по всему миру. У них ведь нет рук и ног, а тем не менее они — кругом. В какой-то момент люди сделали вывод, что бактерии распространяются вместе с людьми — допустим, на самолетах. Так, например, до сих пор считает Геннадий Онищенко — поэтому, когда ты прилетаешь из страны свиного гриппа, тебя встречают морды в противогазах и начинают отчаянно мерить температуру, чтобы грипп, не дай бог, не распространился по Москве. На самом деле это полная глупость: вирусы и бактерии не летают на самолетах — они перемещаются в атмосфере: поскольку они маленькие, им не составляет никакого труда крутиться вместе с ветром.
Лаборатория Института молекулярной генетики РАН
«Когда в аэропорту морды в противогазах мерят температуру, это глупость: вирусы не летают на самолетах»
Про МГУ и «Яндекс»
У меня тяжелый характер, и есть огромный недостаток, который мой американский друг и ментор, профессор Джексон Тоби, называет «you don’t suffer fools gladly». Вернувшись в Москву, я несколько лет преподавал на биофаке МГУ, но потом рассорился с ними и сейчас преподаю в «Школе анализа данных» «Яндекса». У них есть мастерат по биоинформатике, куда набирается 50 человек в год на конкурсной основе, половина из них биологи — их учат математике, а половина — математики, которых учат биологии. Я, естественно, учу математиков биологии, что легко и приятно.
Одна из причин моего ухода с биофака МГУ состояла в том, что мой стиль преподавания несколько отличается от общепринятого в России: я приходил на лекции в шортах, сидел на столе — в общем, делал все, что принято у американских профессоров. При этом, как мне кажется, я давал студентам хорошую программу, они шли ко мне толпами. А для кафедры это не всегда хорошо: «борзые щенки» в виде аспирантов и студентов должны распределяться более-менее равномерно между всеми преподавателями.
Про академические школы и харизматичных лидеров
По сравнению с восьмидесятыми годами, в российской науке сейчас очень одиноко. Ученые постоянно друг с другом должны общаться и конкурировать: кто-от кого-то что-то услышит, возникнет новая идея, начнется работа в новом направлении. Так вот, в 80-е годы здесь было гораздо больше лабораторий, которые вели оригинальные исследования и во главе которых стояли яркие, интеллектуально одаренные люди, была возможность научного общения. Количество лабораторий не сильно изменилось, но многие руководители не соответствуют квалификационному уровню завлаба самого среднего американского или европейского института. У нас все очень любят говорить о том, что в Америке нет научных школ, а у нас есть священная корова — академическая школа, и именно этим мы отличаемся от остального научного мира, в котором все идет само по себе, без руля и без ветрил, каждый во что горазд. Но дело в том, что большинство наших хваленых научных школ оформлялись по следующему принципу: во главе школы шел академик, держал в руках флаг, на котором написано: «Дайте мне как можно больше бабла, а другим не давайте ничего!». Рядом — пара членкоров и далее по нисходящей. Потом академик умирал, флаг подхватывал наиболее пронырливый из членкоров, и так — до бесконечности, при этом с течением времени качество лидеров этих школ стремительно падало. Российское государств до сих пор имеет специальные программы поддержки научных школ, большинство таких проектов – пустая трата денег.
Российской науке не хватает харизматичных лидеров, ярких лекторов, людей, на которых можно было бы равняться, которые бы служили примером. Таким, например, был ныне работающий в Бостоне Максим Давидович Франк-Каменецкий, автор книги «Самая главная молекула». Знаете, у черных детей в гетто ролевыми моделями являются Мэджик Джонсон или Тупак Шакур. В СССР для будущих молекулярных биологов такую роль играл, в частности, Франк-Каменецкий. Сейчас таких людей очень и очень мало, и научная движуха, как следствие, пропадает. Какое-то унылое говно: приходишь в лабораторию, слушать некого, люди не могут объяснить, почему интересно то, чем они занимаются, ни они никому, ни им никто.
Про американские приборы и ДНК Медведева
При поддержке фонда «Династия» мы приглашаем в лабораторию школьных учителей биологии со всей страны и учим их экспериментальной биологии на американских учебных наборах. Эти наборы в красивых коробочках довольно просты и позволяют в течение одного академического часа сделать интересные опыты: выделить ДНК из слюны или посеять бактерии. А это, согласитесь, более захватывающий процесс, чем кожуру лука под микроскопом рассматривать или на картошку йодом капать. Наборы я таскаю из США на своем горбу, мы все детально объясняем учителям, даем каждому коробочки, а потом получаем от них восторженные письма. Так, одна учительница из Благовещенска написала: «Я счастлива! Мы, наверное, первые люди в Благовещенске, которые выделили ДНК!»
Российской науке не хватает харизматичных лидеров, ярких лекторов, людей, на которых можно было бы равняться
При помощи Фонда содействия (Фонда Бортника) мы пытаемся организовать производство подобных наборов — а они очень простенькие — в России. Недавно был инновационный форум, в котором участвовали Роснано и прочие институты развития. Нам предложили взять эти американские наборы и показать их на площадке Фонда Бортника. Туда же подтянули школьников. Идея была в том, что в зал зайдет высокое начальство во главе с премьер-министром Медведевым, и тут школьники начнут дружно выделять ДНК, а когда высокое лицо подойдет к нам, я предложу ему плюнуть в пробирку, мы выделим его ДНК, и эти наборы, может быть, внесут в общий образовательный реестр — процесс пойдет. Лицо не плюнуло, но мы пока не теряем надежды.
Про финансирование науки
Наука международна, плохую науку нельзя прикрыть хорошими таможенными пошлинами. Конечно, вы можете некоторое время существовать на люстрах Чижевского и фильтрах Петрика, но это — дорога в никуда. А если вы еще и зальете это дело деньгами, то будете тянуть науку не только неэффективную, но и дорогую.
Если вы производите плохие машины, то можете, тем не менее, путем заградительных барьеров, таможенных пошлин и прочего поддерживать производство плохих машин у себя в стране, потому что два миллиона людей заняты их изготовлением и надо, чтоб они не оказались без работы. Звучит цинично, но производство научных знаний очень похоже на производство машин, вот только быть неэффективным в науке невозможно, так как наука международна, плохую науку нельзя прикрыть таможенными пошлинами. Конечно, вы можете некоторое время существовать на люстрах Чижевского и фильтрах Петрика, но это — дорога в никуда. А если вы еще и зальете это дело деньгами, то у вас будет не только неэффективная и никому не нужная наука, но еще и очень дорогая.
Грантовая система, которую так любят ругать российские ученые, на самом деле — замечательная вещь. В России ученых, с одной стороны, презирают, дескать, ботаники, лузеры, а с другой — относятся к ним как к небожителям. Считается, что основная задача ученых — думать. Конечно, ученый должен думать, но, думая, он должен куда-то двигаться, должны быть результаты, которые интересны ученым со всего мира. Очень мало таких проблем, над которыми можно ломать голову десятилетиями, и грантовая система позволяет обществу добиваться наибольшей эффективности расходования средств, выделенных на науку. При наличии конкуренции и грамотно выстроенной экспертной системы тот, кто выдает больше интересных научных результатов, получает больше денег. Это, на мой взгляд, разумно, и ничего ужасного в этом нет.