Атлас
Войти  

Также по теме

Люди БГ. Аспирант МГУ Григорий Фельдман о том, как заставить школьника воскликнуть «Вау!»

Ежегодный Фестиваль Увлекательной Науки 6 апреля впервые пройдет на территории Культурного центра ЗИЛ. Организаторы собрали лучшие эксперименты, фокусы и головоломки прошедших лет, и обещают, что этот праздник науки, четырнадцатый по счету, будет особенным. В программе – более 45 «станций», где желающие бесплатно смогут почувствовать себя учеными и изобретателями. Один из самых молодых организаторов фестиваля – Григорий Фельдман, аспирант мехмата МГУ, в свободное время редактирует детский познавательный журнал «Квантик» и ведет нескучные онлайн-кружки по геометрии для школьников. Григорий рассказал, почему фестиваль будет одинаково интересен взрослым и детям, как жонглирование связано с математикой и как заставить школьника воскликнуть «Вау!» 

  • 16547
Григорий Фельдман

Расскажите о вашем детстве, юности – как вы росли, что читали, чем увлекались, кем мечтали стать?

Я вырос в Новосибирске. Телевизора и компьютера у меня не было, спортом не занимался, зато много читал. До 8 класса особых успехов на математических олимпиадах не было, потом появились. Очень любил элементарную геометрию, мог часами решать разные задачи. Кстати, до сих пор нравится. Моя школа – новосибирская гимназия №1 – дала мне многое: замечательную учительницу математики Елену Арчибасову, кружок по математике Александра Урмана, спецкласс, поездки на конкурсы и олимпиады. Кстати, в «Квантике» работают редакторами еще двое выпускников моей школы – Максим Прасолов и Александр Бердников, и несколько человек пишут статьи. Дело не в кумовстве, а в том, что они действительно профи.

Когда я был в 8 классе, Андрей Щетников, руководитель образовательного проекта «Школа Пифагора», организовал несколько городских математических состязаний. К концу школы у нас сложилась хорошая городская команда. Когда я закончил 11 класс, Андрей Щетников решил организовать летнюю математическую школу. В отличие от классической Летней школы ФМШ для старшеклассников, она была ориентирована на 5-10 класс. Я поехал туда преподавателем и ездил последние семь лет. Мне кажется, подобные школы очень важны своей атмосферой: в них узнавать что-то новое «модно» и «престижно». Потом я пошел на мехмат МГУ.

Почему вы решились заниматься образованием, когда все вокруг говорят, что в нашей стране качественное образование медленно, но верно идет ко дну?

Я верю, что каким бы ни было образование, можно отыскать такой сюжет, прочитав который, школьник воскликнет: «Вау!» А это самое главное. Меня еще очень беспокоит, что уже издано огромное количество прекрасных учебников, которые совсем непопулярны из-за формы: много текста, унылые картинки, нет поддержки в сообществе. Мне кажется, если улучшить форму, то имеющегося содержания хватит надолго.

Что такое Фестиваль Увлекательной Науки?

Слово «наука» в названии понимается двояко. С одной стороны, участникам демонстрируют опыты по математике, физике, языкознанию, музыке и даже гончарному ремеслу. С другой стороны, «наука» – от слова «научить»: на Фестивале не просто показывают нечто, но и объясняют, как это работает, учат создавать новое и проникать в суть вещей. Этапы Фестиваля – это «станции», на каждой из которых происходит что-то интересное: мастер-класс, выставка, опыты своими руками. На ближайшем Фестивале будет более 45 станций. Обо всех рассказывать очень долго, и даже выбрать самые интересные мне сложно.

Вот, например, станция «Математика жонглирования»: оказывается, за красивыми трюками стоит сразу несколько интересных математических соображений. Во-первых, существует специальная жонглерская нотация (сайтсвоп), которая описывает любой трюк, более того, придумать новый трюк с ее помощью становится сильно проще – достаточно написать «слово» в «жонглерском алфавите». Во-вторых, с помощью несложных рассуждений можно понять, почему жонглирование тремя предметами принципиально сложнее жонглирования четырьмя предметами. Кроме того, жонглирование (внезапно!) оказывается связано с математической теорией кос.

Немало места будет уделено настольным играм – игры как ничто другое заставляют детей сосредоточиться. Учить играть детей в рэндзю (спортивная разновидность крестиков-ноликов) будет действующий чемпион России по рэндзю. За соседним столом можно будет научиться играть в японского родственника игры «точки» – го. Немало игр потребуют геометрического воображения – например, вам предложат сложить паркет из мозаики Пенроуза.

Первоклассники тоже найдут на Фестивале немало интересного: изготовление самодельных мультфильмов, развивающие конструкторы, игры со словами и многое другое. Помимо «станций», на «Увлекфесте» прочтут несколько лекций, пройдет выставка научно-популярной литературы и научно-познавательных журналов.

В чем уникальность фестиваля? Если ли его аналоги в России?

В первую очередь на ум приходит Фестиваль науки. Это грандиозное мероприятие, и здорово, что оно есть. Но, как мне кажется, оно больше похоже на научное шоу: в нем не очень силен образовательный элемент. По выходе с Фестиваля науки, наверное, чувствуешь большой прилив гордости за науку, но нет сухого остатка в голове – как и почему все это работает. Небольшие фестивали регулярно проводятся в регионах. Сейчас набирают популярность разные научные шоу, типа Шоу профессора Николя или Сумасшедшей науки, но это все же совсем другой формат.

На кого рассчитан фестиваль?

В первую очередь на школьников 1-8 класса и их родителей. Именно в этом возрасте важно заинтересовать детей и показать им всю красоту науки. Для учителей Фестиваль тоже важен – как минимум, он показывает, какие бывают неожиданные и зрелищные способы преподнесения вроде бы хорошо известных вещей. Смешение возрастов приносит плоды: старшим может быть интересно на станциях для маленьких, а маленькие зачастую вполне адекватно воспринимают «взрослые» рассказы, требующие предварительных знаний.

Разнообразие тем Фестиваля, некоторая эклектичность на самом деле делают большую услугу. Школьник, ненавидящий математику, может проникнуться к ней уважением и даже интересом. Например, обычные мыльные пленки, с первого взгляда, не имеющие ни малейшего отношения к математике, помогают решить одну из сложнейших проблем – нахождение кратчайшей транспортной сети, соединяющей несколько пунктов. Ученик, недолюбливавший музыку, может простоять часы, наблюдая за терменвоксом.

Как вы привлекаете людей в проект? Почему люди соглашаются бесплатно участвовать в фестивале?

Фестиваль изначально задумывался как большая площадка, где каждый, кому есть что показать и рассказать, мог бы это сделать. И в первую очередь людей привлекает возможность рассказать о том, что им самим интересно. Немало волонтеров считают, что это очень хорошее мероприятие и ему надо помогать. Люди берутся с очень разных мест: олимпиады, фестивали, кружки, дома творчества...

Вы собираете деньги на поддержку фестиваля. Как успехи? Согласитесь, фестивалю, пусть даже интересному и полезному, довольно сложно обогнать кошечек-собачек в списке «помочь деньгами».

Пока что мы собрали почти 80 000 на «Планете». Это внушительная сумма, но это лишь часть из того, что требуется. У Фестиваля очень много орграсходов: если устроители не уйдут в минус – уже хорошо. Конечно, конкурировать с благотворительными проектами сложно, но можно. Например, известная Зимняя Пущинская школа собрала нужные 100 000 почти за неделю, а итоговые сборы превысили 150 000. Хорошо известен успех проекта «Простая наука»: на издание книги с опытами они собрали более 800 000 рублей. Фестиваль проводится на большой площадке Культурного центра ЗИЛ в первый раз – раньше он проходил на территории нескольких московских школ. С одной стороны это здорово, с другой – влечет дополнительные сложности.

Почему вы сделали вход бесплатным? Посетители наверняка бы не пожалели символические 100 рублей за вход.

Это принципиальная позиция. Хочется, чтобы доступ к науке хотя бы на этом мероприятии был свободным во всех смыслах. Можно провести аналогию с лицензиями: немало людей пишут программы или книги и выкладывают их в сеть, не требуя никаких отчислений.

Поговорим о «Квантике». Я пролистала пару номеров и заметила, что в нем много текста. Как вы думаете, кто-нибудь из подростков покупает журнал сам или в основном его покупают родители и склоняют чадо к полезному чтению?

Я продавал журнал на олимпиадах, так что могу сказать: дети покупают журнал сами. Конечно, в меньших масштабах, чем родители, но все же покупают. Думаю, во многом это заслуга наших художников. Я не раз слышал истории типа: «Ребенок ничего не читал, подсунула ему «Квантик» – теперь не оторвать!» Доходило до анекдотичных ситуаций. Одна мама пришла в гости с дочкой. У хозяев лежала подборка журналов. Дочка уселась и начала читать. Журналы по какой-то причине нельзя было выносить из дома, а дочка что-то дочитать не успела. Пришлось идти в гости еще раз. Среди мам журнал, конечно, весьма и весьма популярен.

На олимпиаде «Осенний Олимп» случилась еще одна смешная история. В одном из номеров мы опубликовали вопрос: почему месяц имеет такую странную форму? Многие отвечают: на Луну падает тень Земли. Это не так. Действительно, раз на Луну падает тень Земли, то Луна, Земля и Солнце должны находиться практически на одной прямой. В таком случае вращение Луны вокруг Земли невозможно. Объяснение простое: если представить свою голову Землей, фонарик – Солнцем, апельсин – Луной, то, посветив на апельсин-Луну в темной комнате фонариком-Солнцем, можно увидеть глазами на голове-Земле ровно форму месяца. Так вот, две мамы на олимпиаде в ожидании своих отпрысков специально пошли в магазин, купили апельсин и фонариками от мобильника проверяли.

Многие родители говорят нам, что некоторые статьи журнала очень здорово обсуждать с младшеклассниками. Действительно, их неистребленному любопытству нужна какая-то пища для ума. Мы даже завели рубрику «Страничка для маленьких». В целом, кажется, немало школьников читают «Квантик» самостоятельно. Мы стараемся делать так, чтобы им было приятно это делать: избегаем канцелярского языка, делаем хорошие иллюстрации, приводим интересные примеры.

Подростки не особо любят читать. Сложно составить конкуренцию компьютерным играм?

Конечно, сложно. Даже слово «Квантик» Google считает не названием журнала для школьников, а названием одной из компаний-разработчиков компьютерных игр. Есть даже команда профессиональных геймеров Quantic. Однако всегда найдутся дети, которым интересно оторваться от игр и почитать что-то об окружающем мире. Да, на параллели таких может быть в лучшем случае 3-4 человека, но их интерес надо чем-то питать! Впрочем, как говорится, у маленьких детей есть вымышленные друзья, а у авторов математических книг – вдумчивые читатели.

Как и кому в голову пришла мысль делать онлайн-кружки для детей?

Идея принадлежит Владимиру Шаричу, организатору разных интересных математических активностей в Москве. Год назад он работал в 100ege.ru  и рассказал нам о платформе. Поскольку часть сюжетов хорошо ложится на возможности 100ege, мы решили попробовать сделать несколько выпусков. Они оказались достаточно популярными, и с тех пор кружок проходит регулярно. Мне кажется, что КПД заочных уроков обычно ниже КПД хорошей статьи на ту же тему и тем более ниже КПД обычных лекций. В первую очередь проблема в недостатке обратной связи. Я очень люблю рассказывать геометрические сюжеты, но как мне проверить, что же школьник там нарисовал на бумаге, как мне это поправить прямо на том же чертеже? Впрочем, технологии не стоят на месте, и, наверное, скоро эти проблемы решат.

В «Квантике» нет рекламы. На какие средства существует журнал?

«Квантик» финансируется и активно поддерживается Московским центром непрерывного математического образования. Пока что издание (не очень сильно) убыточно, что, как мне кажется, закономерно при заданных планках качества. Нам часто рекомендуют прибегнуть к краудфандингу, но это сопряжено с некоторыми сложностями. Электронная версия журнала пока что существенно менее популярна, чем бумажная, но мы планируем это исправить. Очень хочется сделать полноценный портал.

Расскажите о проектах. Готовите что-нибудь новое в ближайшее время?

Мы работаем над системой методического обеспечения «Квантика» – хотим рассказать учителям, чем журнал может быть им полезен. Мы продолжим выпускать альманахи – сборники журнала за полгода. Возможно, через некоторое время соберем материалы особенно популярных рубрик и выпустим небольшой сборник. Есть еще несколько идей для книг. И мы будем активнее в интернете – я уже говорил про портал.

Что вас вдохновляет?

О, очень многое! Во-первых, удивительная красота и гармоничность мира. Во-вторых, люди вокруг. Мне очень повезло – я познакомился со столькими замечательными товарищами, которые сделали много хорошего, и белая зависть к ним сильно вдохновляет. В-третьих, когда видишь восхищение читателя очередным сюжетом, это дорогого стоит. Увидеть школьников, яростно спорящих о чем-то из журнала или фестиваля – бесценно! В-четвертых, все эти образовательные проекты люди поддерживают если не рублем, то словом и делом. 

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter