Атлас
Войти  

Также по теме

Тетради «КУМОН»: зачем русским детям японская методика?

Издательство «Манн, Иванов и Фербер» выпустило российскую версию известных во всем мире рабочих тетрадей «КУМОН». БГ обсудил с редактором серии Анастасией Креневой и директором частной школы «Семейкин клуб» Юлией Таракановой, чем эти тетради отличаются от бесчисленных аналогов, чему «КУМОН» учит родителей и каких пособий по-прежнему не хватает в России

  • 12789
Анастасия Кренева

фото: Денис Стрелков

Анастасия Кренева

— Как вы узнали об этих тетрадях и почему решили издать их?

Анастасия: Впервые мы заметили «Кумон» на международной выставке, нам очень понравилось, и мы решили издать эти тетради в России. Выяснилось, что во всем мире эта методика страшно популярна, по ней занимаются дети в Японии, США, Европе, где-то она входит в обязательную программу подготовки к школе. Например, вчера лондонский коллега моего мужа спросил, что нового в издательстве. Отвечаю: «вот, только что выпустили «Кумон»», и он сразу: «о, я знаю «Кумон», мои дети по нему занимаются!».

—  А в чем, собственно, суть методики?

Анастасия: Вообще, самое главное в «Кумон» — что ребенок осваивает базовые навыки (счет, умение держать карандаш и делать легкие поделки) постепенно и не замечает перехода от простого к сложному. Принцип работы с тетрадями такой: в день ребенок делает одну страницу рабочей тетради. Неважно, что задания элементарные — главное, чтобы их выполняли каждый день, без перерывов. Даже если сначала все понятно, не стоит «перескакивать» в середину книги: ребенок будет не готов к трудной задаче и растеряется.

—  Ребенка не утомляют однотипные упражнения?

Юлия: Нет, потому что он не просто режет бумагу или чертит линии, он это делает с какой-то целью: если поводит линию — то это путь «от точечки до звездочки», вырезает полоски и кружочки  — склеивает из них колечко, которое можно надеть на палец. Постепенно линии приобретают очертания цифр, а поделки становятся сложными.

Юля

Юлия Тараканова

—  Во многих странах «Кумон» — это еще и сеть образовательных центров. Могут ли они появиться в России?

Анастасия: Мы говорили об этом с авторами методики, и пока они не хотят идти со своими центрами к нам. Почему — не знаю, возможно, боятся, что мы, как обычно, все переиначим и сделаем по-своему. Они вообще ужасно щепетильны, согласовывали даже толщину бумаги. Мы им присылали сшитые листы — без текста, без иллюстраций — это тоже оказалось важно. Возьмите более тонкий лист — он уже заминается ножницами, рвется от карандаша. Ребенок расстраивается и бросает упражнение.

—  Считается, что главный плюс этой методики — по ней можно заниматься не в группе, а дома. Что должны делать родители, чтобы все сработало?

Анастасия: Их задача здесь минимальна, но очень важна: похвалить ребенка после того, как он выполнит задание. Японцы, авторы методики, специально делают на этом упор: обязательно говорите своему ребенку, что он молодец, что он здорово справился. В конце книги даже есть бланк сертификата, который можно вручить ребенку «за успешное выполнение всех заданий». Мелочь, но для детей это важно: так они понимают, что старались не зря, есть результат. А если его нет, то нет и мотивации.

Юлия: На самом деле как педагог с огромным стажем могу сказать: у нас тут какая-то проблема. В смысле, большинство российских родителей почему-то не умеют хвалить детей. Часто после занятий слышу, как мама выговаривает: «Ну почему ты так криво сделал? Ты что, не мог ровнее?» А в том-то и дело, что не мог. Ребенок расстраивается, понимает, что старался зря, и теряет интерес. Мне кажется, дело в том, что родители и себе, и ребенку ставят гигантские цели, на достижение которых надо потратить пару лет. Пока результата нет, они нервничают, огорчаются, ругают себя и ребенка. А «Кумон» учит ценить маленькие достижения, то есть быть счастливым, — а это очень важно. 

 Кстати, эта проблема есть не только у родителей, но и у авторов детских пособий: «ступени» в них настолько огромные, что не остается времени на отработку элементарных  навыков. Это большая ошибка: базовые навыки нужно отрабатывать до автоматизма. Если мы занимаемся делением, значит, не должны сомневаться в таблице умножения. Иначе ничего не выйдет.

Еще одна беда — у нас нет методики, по которой можно заниматься без перерыва. Например, закончилась книжка «учим алфавит», а куда дальше — «читаем по слогам» или «читаем по буквам»? Что выбрать? Это проблема и для родителей, и для педагогов: есть программы с красивыми названиями вроде «Образование XXI век». В них прописано, что ребенок должен уметь в 5, 6, 7 лет. А как этого добиться — каждый, видимо, должен придумывать сам. Поэтому «Кумон» на самом деле очень удачная вещь: «ступени» здесь небольшие, но их много,  ребенок может спокойно заниматься с двух лет и до начала школы. Родителям же не надо метаться в поисках очередной книжки «учим малыша считать».

—  Получается, что хорошего пособия, по которому можно научить ребенка читать, у нас нет?

Анастасия: По сути, нет. Есть множество разных книжек, но четко отработанной методики мы пока не нашли. У «Кумон»  есть серия, которая обучает чтению, но она адаптирована для японского или английского языка. А у нас, понятное дело, все по-другому. Мы сейчас хотим запустить большой проект, разработать методику и выпустить серию обучающих книжек, но они появятся нескоро: через год в лучшем случае. 

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter