Кирилл Тарасов доцент кафедры социологии МГИМО |
О стрессе во время сессии
Встряска, попытка вместить в голову большое количество информации — это, в общем-то, тяжелый опыт, но мне кажется, очень полезный лично для студента, для его подготовки к дальнейшему освоению профессии и вхождения в нее.
Другое дело, что представление о функции и технологии экзамена изменилось. В советское и позднее советское время устный экзамен был настоящим, жестким, преимущественным в семестре контролем знаний. Сегодня, особенно в последние лет десять, считается, что определенный процент оценки студент зарабатывает в течение семестра, когда пишет письменные и контрольные работы. Это позволяет ему не только комфортно чувствовать себя перед сессией, мол, задел какой-то есть, но и без лишнего стресса осваивать материал. Я могу судить только по нашему вузу, но мне кажется, что сложилась тенденция подходить к экзамену примерно так же, как и в западных вузах: экзамен — финальная, очень важная, но далеко не единственная форма контроля знаний. Кстати, если раньше один экзаменационный вопрос касался какой-то конкретной проблемы, сравнительно небольшой, в рамках курса, то сегодня стало больше вопросов, сформулированных так, чтобы студент попутно отвечал и на какие-то смежные вопросы.
О списывании
Есть умельцы, которые списывают незаметно, но момент истины — это сам ответ. Даже если есть микронаушник. Преподаватели хорошо знают свою дисциплину и имеют представление о том, как разные люди отвечают на один и тот же вопрос, поэтому они сразу чувствуют, если человек просто заучил, опираясь на свою великолепную память, или списал ненавязчивым техническим способом. Всегда можно задать дополнительный вопрос по этому же материалу — переформулировав, повернув в другую сторону. Тот, кто машинально заучил или списал, может потеряться и будет говорить то, что обнажает или отсутствие оригинальной мысли, или честного более-менее вдумчивого ознакомления с материалом. В большинстве случаев, как говорят социологи, это некорректный стереотип — думать, что технические средства помогут обмануть контроль.
Унизительно и для преподавателя, и для студента, но что делать — таковы особенности возраста и нашей культуры в целом: преподавателям приходится вставать и прохаживаться по рядам.
Вообще лучше сразу прекратить списывание или, если есть сомнения, деликатно спросить, чтобы не напугать студента и его товарищей. Бывают такие случаи, что вас отвлекли, студент списал, и вы его не поймали с поличным. А есть студенты — их относительно немного, — которые сочетают великолепную память и вдумчивое восприятие материала. Задаешь такому вопросы, возможно, немножечко подозревая его в нечестной игре, а он на все отвечает. Ну и славно, молодец!
Об американских студентах
Как студент я учился лишь семестр в Канаде, и там большая часть экзаменов была похожа на развернутую контрольную работу: один вопрос, например сопоставление каких-то двух позиций, предложение покритиковать какую-нибудь концепцию или предложение придумать альтернативу концепции, которая уже явно устарела и является неадекватной каким-то обстоятельствам. Это немного легче в плане стресса, да и письменная работа полезнее. Текст в силу своих особенностей требует более-менее ясных формулировок. Эти фразы объектифицированы, уже превратились в какую-то вещь, требуют внимания к себе. Это тот воробей, которого нужно поймать и довести до кондиции, иначе он на бумаге плохо выглядит. И конечно, преподаватель может неоднократно прочитать, найти ошибки, а при устном ответе ошибку можно и не заметить.
Что касается аспирантуры, гораздо более мне известной (Кирилл Тарасов окончил аспирантуру Университета штата Флорида. — БГ), то там все очень от нас отличается. Аспиранты очень много говорят на занятиях. Там и круг дисциплин значительно более обширный, и представлен он прежде всего семинарами, на которых люди выступают с докладами, там нельзя отсидеться, нужно задавать вопросы докладчику, преподавателю, критиковать работу. Плюс по каждому аспирантскому курсу нужно написать как минимум три письменные работы, по жанру и требованиям напоминающие магистерскую диссертацию. Аспирантские экзамены у них проходят два дня. Они могут себе это позволить — аспирантов у них по каждой отдельной специальности немного. Первый день — это сложный устный экзамен, там выдают не билет, а список очень сложных вопросов. Во второй день у них письменный экзамен на несколько часов.
О национальной культуре списывания
Тут мы выходим за пределы технологий и администрирования и погружаемся в нечто более широкое, в культуру. Это особенность западной, скажем так, американской культуры: большинство аспирантов ведет себя честно, им даже в голову не приходит обманывать. Для них экзаменатор — это просто сверхобъективный агент, который выслушивает и оценивает по критериям давно апробированным, которые сам экзаменатор освоил. На невысокие оценки даже не обижаются. Фразы «этот позлее, этот подобрее» относятся, скорее, к уровню напряжения самих студентов. При этом чем выше ранг вуза, тем меньше случаев недовольства преподавателем. В по-настоящему престижных американских вузах такого вообще нет — такая культура.
Об отличии нынешних студентов от их предшественников
Мы стереотипно ругаем молодежь: они не читают, они только смотрят, только тыкают в свои устройства, и так далее. Хотя я сужу только по нашим студентам — у меня нет большого опыта общения с учащимися других вузов, мне кажется, что студенты стали более эрудированными. Может быть, эта эрудиция не такая широкая, гуманитарная, как была несколько десятилетий назад, а более тесно связанная с профессией, на которую студент ориентирован. Но это тоже по-своему хорошо. Мне кажется, что общекультурный уровень стал выше, потому что я давно не испытывал никаких дисциплинарных проблем с подавляющим большинством студентов. Атмосфера на экзаменах стала лучше — меньше пытаются списывать. Притом что некоторое время назад проблемные группы шли одна за другой — когда люди воспитанные, вы их знаете, вы общались с ними в течение семестра, но перед экзаменами с ними что-то происходит, и они пытаются списать. Сейчас этого меньше. Я в этом плане оптимист.