Атлас
Войти  

Также по теме

Куда пойти учиться

После экзаменов, получения аттестата и выпускного бала у вчерашних школьников начался новый этап — поступление в вуз. БГ поговорил со специалистами о проблеме профориентации учеников старшей школы и спросил выпускников, какой вуз они выбрали и легко ли им далось это решение

  • 9308

выпускники

Студенты-выпускники Щукинского училища 1984 года на проспекте Калинина
Фото Валерия Христофорова / Фотохроника ТАСС

Леонид Клейн
_____

старший преподаватель Российской академии народного хозяйства и государственной службы, советник ректора

«Я вижу тут две проблемы. Во-первых, у нас в стране полностью разрушена система технического профессионального образования. Сейчас высшее образование получают поголовно все. Вы днем с огнем будете искать человека, который не идет в вуз. То есть проблема заключается прежде всего в том, что высшее образование само по себе является брендом, является модным, востребованным, и люди идут не за будущей профессией, а просто для того, чтобы получить диплом о высшем образовании.

Во-вторых, у нас сломана прежняя линейка профессий. Раньше каждый понимал, что он врач, инженер, металлург, водитель, учитель и так далее. Сейчас какие-то специальности перестали быть востребованными, какие-то — потеряли прежний социальный статус. С другой стороны, появились новые профессии, которые даже тяжело назвать профессиями, это скорее набор компетенций. Что такое менеджер, например? Это фактически управленец широкого профиля. Что он должен знать? Он должен знать экономику? Должен. Он должен знать математику? Должен. Он должен знать историю? Должен. Он должен уметь писать и читать текст? Должен. Но что это за профессия — в целом не проглядывается. Возьмем пиар и связи с общественностью. Это отличается чем-то от журналистики? Видимо, да, но не совсем. Это отличается чем-то от филологии? Видимо, да, но не совсем. Кем может работать специалист по пиару? Он может работать и в журнале, и в крупной компании, может быть рекламистом. Он может быть просто организатором чего-то, потому что он — коммуникатор. Между старой советской профессиональной линейкой индустриального общества и линейкой общества постиндустриального существует разрыв, и совершенно понятно, что школа, наша традиционная школа, к этому не готовит».


Жанна Шопина
_____

кандидат психологических наук, доцент кафедры проектирующей психологии
факультета социальной психологии и педагогики Института психологии им. Л.С.Выготского РГГУ

«Сегодняшняя школа учит подчиняться правилам (без осмысления) и аккуратно выполнять инструкции (тоже без осмысления). Отсюда — целое поколение инфантильных, дурно образованных молодых людей, не умеющих учиться. Отсюда же и головная боль огромного количества вузовских преподавателей, не имеющих возможности обучать студентов младших курсов вузовскими методами, так как в аудиториях сидят подростки, умеющие записывать и воспроизводить написанное, но не умеющие конспектировать и думать.

В начале учебного года я всегда выясняю у первокурсников, чем продиктован их выбор. 20–30% хотят работать по специальности, 10 — выбрали вуз по географическому принципу и проходному баллу, 40–50 — из любопытства и неопределенности.

Сегодняшним детям, конечно, рано выбирать профессию в 16–17 лет. Да и они ли выбирают? Как правило, это делают родители, определяя ребенка в школу с профильным образованием, или школа, которая берет на себя функции профориентации, опираясь не на способности и возможности ученика, а на собственные педагогические ресурсы.

Самый распространенный аргумент сегодняшних школьников, не желающих учить тот или иной предмет: мне это не нужно, мне это не пригодится. Я думаю, сегодняшней школе не хватает логической связи учебного содержания и жизненных реалий. Вдобавок школьное образование сильно пошатнуло введение ЕГЭ. Это связано не столько с повсеместным натаскиванием учеников (оно широко практиковалось и до введения ЕГЭ), сколько с натаскиванием учителей. Учителя перестали быть носителями культуры и образовательных традиций, перестали эмоционально развиваться. Трудно представить успешного, образованного, свободного, состоявшегося ученика, которого воспитывает и обучает зажатый, униженный, не развивающийся профессионально и личностно учитель».


Ольга Фадеева
____

педагог и детский психолог

«Я считаю, что в программе в старших классах обязательно должен быть предмет: выбор профессии, где будут более подробно знакомить с этой сложной кухней. Мы с детства знакомы с профессиями врача, учителя, повара, потому что постоянно с ними сталкиваемся... А вот что делают люди в офисе Газпрома? Обязательно нужны экскурсии в разные офисы и не офисы... И еще важна возможность поработать хоть один день в той сфере, которая тебе нравится. Ведь иллюзии разбиваются уже к вечеру первого рабочего дня!

  «Выбирать профессию в 16 лет — это нормально, не рано. Так же как и выбирать профессию в 40 — не поздно»

Еще я думаю, что в нашей стране выбор учебного заведения обрастает неким трагизмом. Типа — не смей ошибаться, это на всю жизнь! Кто сказал, что это правильно? Мы растем, и меняются наши убеждения. Лично у меня два высших образования. Первое образование — филолог, оно дало мне общее развитие и расширило кругозор, но быть учителем мне расхотелось через лет 5. Потянуло в психологию. И вот только после 30 лет я получила профессию, которая мне безумно интересна. При этом я оставляю за собой право еще раз поменять профессию.

Я думаю, что выбирать профессию в 16 лет — это нормально, не рано. Так же, как и выбирать профессию в 40 — не поздно».

выпускнки

Фотография: ИТАР-ТАСС

Аня Галлай
_____

17 лет, школа №91

«Я не знаю, почему так получилось, но еще в 5-м классе я решила, что буду журналисткой. Я никогда не задумывалась, почему выбираю именно эту профессию, — просто любила читать прессу от журнала «Барби» до «Коммерсанта» и книги. Потом в 10-м классе, я поступила в Школу юного журналиста при МГУ. Там был очень сложный вступительный конкурс: семь человек на место, но я прошла, и это нереально меня мотивировало. Там я выбрала отделения радио и международной журналистики, погрузилась в эту среду и влюбилась окончательно. Вдобавок я часто бываю на радио, где работают мои родители. Мне кажется, что журналистика дико интересная и разносторонняя профессия. В этом году я пошла еще на курсы при том же МГУ.

 «Я считаю, что выбирать в 17 лет профессию — дело всей своей будущей жизни — это полный бред»

Но вообще я считаю, что выбирать в 17 лет профессию — дело всей своей будущей жизни — это полный бред. Во-первых, мы сами еще дети! Во-вторых, эти ЕГЭ нам ломают жизнь. По-настоящему талантливые ребята могут по трагической случайности не добрать баллов и остаться ни с чем, а те, у кого нет знаний, зато есть навык решать тесты, — учатся в самых престижных вузах. И со школами у нас беда: есть, конечно, школы с более четкими профилями, направлениями, но их критически мало. Большинство школ дают базовые знания, но, обучаясь в них, школьнику очень сложно определиться с будущим. Нам не хватает предметов с практикой, не хватает погружения в среду той или иной профессии».


Даша Матыцина
_____

17 лет, школа №1457

«Я буду поступать во ВГИК. Мне нравится этот вуз и все, что с ним связано. Там есть своя традиция образования, там собрана элита русского кино и искусства. Поскольку я закончила курсы художественной фотографии, для меня это стало частью жизни, и с помощью ВГИКа я бы хотела воплотить все свои идеи в жизнь.

Я считаю, что выбирать профессию в 16 лет ненормально: до тех пор пока ты не будешь заниматься практикой, тебе не будет понятно, твое это или нет. Я будущую профессию выбрала в 17 лет, и то практически перед поступлением. Теперь я не знаю, как все сложится, это покажет только учеба в институте. Но мне важно, что в институте, в котором я буду учиться, будет все нужное для моей будущей работы, и я уже сейчас смогу и зарабатывать деньги и учиться».


Дима Большаков, 18 лет
_____
Ломоносовская школа-пансион

«Я буду подавать документы во многие университеты, но изначально я решил, что хочу попасть в ГУ-ВШЭ, на факультет МИЭФ, благо баллы ЕГЭ позволяют. Вышку я выбрал, потому что это сейчас ведущий экономический институт, плюс там делают упор на практические знания, а не теорию, как в консервативном МГУ... Факультет МИЭФ примечателен тем, что там преподают на английском языке, который я учу с шести лет, да и второй диплом Лондонского университета очень важен, так как «международные специалисты высоко котируются на рынке труда».

Я решил стать экономистом, потому что мне с детства легко давалась математика и я любил решать всякого рода задачки, а с возрастом начал понимать, что это может стать еще и прибыльным делом. Да и сами финансовые схемы, и разные экономические проблемы мне кажутся интересными, ну и деньги я люблю! К этому надо добавить пламенные речи моих родителей, которые работают в этой сфере, однако хочу заметить, что они нисколько не стесняли мой выбор и были бы так же рады, если бы я стал художником или еще кем-то».

выпускники

Фотография: ИТАР–ТАСС

Даша Куликова
_____
16 лет, школа-экстернат №407

«Еще в школе я поняла, что хочу рисовать. Ради того чтобы подготовиться к поступлению в МАРХИ, я перешла в экстернат и закончила 10–11 классы за один год. При поступлении в МАРХИ очень тяжелый творческий конкурс, к которому абитуриенты готовятся за 2, а то и за 3 года. Теперь, окончив школу на год раньше, я смогу полностью сосредоточиться на подготовке к поступлению: заниматься рисунком и черчением.

Вопрос рано или нет определяться с выбором в 16 лет для меня не стоял — я и так сократила себе обучение на год, потому что заранее знала, кем хочу быть. А что касается таланта, то у кого-то способности раскрываются сразу, про кого-то преподаватели говорят, что ему только горшки разрисовывать в детском саду, но потом этот человек развивается и становится высококлассным архитектором».


Денис Беляев
_____
16 лет, школа «Образование плюс... 1»

«Я пока не успел определиться — еще не знаю, чему себя посвятить. Вряд ли это будет связано с технической областью. Может быть, лингвистика. Или история. Не знаю. У меня пока еще есть время выбрать, потому что осенью я поеду на год в Прагу и буду поступать через год.

Мне кажется, что модель, по которой сейчас учатся старшеклассники, не позволяет им понять, чем они хотят заниматься дальше. Самой системе не хватает гибкости. Ученики должны быть более свободными в выборе того, что изучать в последние годы в школе, чтобы продолжить изучение выбранных предметов в университете. Например, в Великобритании обязательных предметов вообще нет — ученик может сам выбирать из предоставленных школой 15–20 предметов, что ему изучать, а что нет. А еще нам не хватает специализации: таких предметов, как изобразительное искусство (кинематограф, фотография, скульптура); издательское дело (журналистика) и других. Чтобы получить знания в этих сферах, ученикам приходится либо брать дополнительные курсы, либо стараться изучать это самим.

«Старшеклассников нужно стимулировать, чтобы они сами решали»

Вместо того чтобы подготавливать учеников к тому, что им действительно нужно, им забивают головы ненужными предметами (экология района, неинтересная кому-то химия или литература и так далее). Возможно, выбирать профессию в 16 лет действительно опрометчиво, поэтому я этого сейчас не делаю. Часто люди даже в 19–20 лет, учась на втором курсе, понимают, что выбрали не то, и уходят, потратив впустую кучу времени и сил. Но мне кажется, что введение различных профориентаций и других сухих тестов не решит эту проблему. Лично мне такие никогда не помогали. Тесты всегда обещали мне какой-то абсурд. Старшеклассников нужно стимулировать, чтобы они сами решали. На мой взгляд, все сводится к свободе выбора предметов и экспериментам».

Сережа Минаев
_____
17 лет, школа №1359

«С детства я мечтал связать свою жизнь с музыкой. Прошел семилетнее обучение в музыкальной школе и закончил ее с отличием. Но чем ближе был момент решения, в какой вуз поступать, тем яснее я осознавал, что для самостоятельной творческой деятельности в музыке я уже достаточно хорош. В итоге я решил получить серьезное образование: заинтересовался изучением иностранных языков, сейчас выбираю между ВШЭ и МГИМО, современными востребованными вузами. Я собираюсь поступать на факультеты, связанные с международными отношениями. Было бы неплохо в дальнейшем жить и работать за границей.

Я считаю, что самостоятельный выбор профессии в 16–17 лет — это более чем естественно, ведь раньше судьбу подростков решали родители, государство, а сейчас у нас не только есть возможность выбора, но и огромное количество ценной информации о различных местах работы или образовательных учреждениях».

Илья Педро
_____
17 лет, ГБОУ ЦО №1439

«С восьмого класса я хотел, даже мечтал, поступить в МГТУ им. Баумана. Упорно учил физику до... февраля этого года. А потом моя одноклассница спросила меня, почему бы мне не сдавать на ЕГЭ географию? Я же так ее хорошо знаю... Я посмеялся над этим, а дома действительно задумался, почему бы и нет? Решился, и оказалось, я действительно люблю географию! Именно по этой причине — любви к географии — я поступаю на географический факультет МГУ — самый престижный вуз, где преподают географию.

 «Как человек, не зная, как все устроено на работе, что делает человек той или иной профессии и какие он выполняет функции, может определить свой жизненный путь?!»

Я считаю, что выбирать профессию в 16–17 лет — слишком рано. Как человек, не зная, как все устроено на работе, что делает человек той или иной профессии и какие он выполняет функции, может определить свой жизненный путь?! Я думаю, во время учебы надо устраивать как можно больше внешкольных занятий по ознакомлению со специальностями, которые могут ждать нас в будущем».


Вика Василенко
_____
17 лет, гимназия №1569 «Созвездие»

«Я собираюсь поступать на философский факультет МГУ, отделение культурологии. Меня всегда привлекало искусство, культура и история. Но это не было мечтой всей моей жизни, решение я приняла всего лишь год назад. На самом деле, если я не поступлю в МГУ, не очень расстроюсь. Пойду тогда в пединститут. Вот о нем я правда с детства мечтала. Я примерно представляю себе, что это такое, потому что моя мама работает логопедом. Я всю жизнь смотрю на нее и понимаю, что это действительно нужная работа. Мне очень нравится, что благодаря тебе ребенок может чему-то научиться. Ты стараешься, объясняешь ему, порой бывает трудно, а в конце концов — оп! — все получается, и он становится чуточку умнее.

Конечно, в 17 лет ты еще совсем не знаешь, что лучше выбрать, но мне бы не хотелось учиться в школе больше 11 лет. Наверно, было бы здорово, если бы к концу школы вузы проводили какие-нибудь мастер-классы по всем профессиям, чтобы ребята понимали, что их ждет. Было бы легче определяться. Одного описания специальности на сайте вуза, на мой взгляд, маловато».

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter