Алексей РепикРуководитель рабочей группы Агентства стратегических инициатив по созданию дорожной карты «Национальная система компетенций и квалификаций» |
— Какие вузы и в каких городах обеспечат кампусами?
— Общей программы строительства пока нет. Мы предложили Минобрнауки разработать ее в рамках дорожной карты по наполнению высококвалифицированными кадрами 25 млн рабочих мест к 2020 году («Национальная система компетенций и квалификаций»). Карта была разработана группой представителей бизнес-сообщества, профильных экспертов в области образования и рынка труда, органов власти, профессиональных сообществ при кураторстве Агентства стратегических инициатив. Сейчас проект рассматривается министерством.
— Но какие-то критерии отбора уже есть?
— Мы считаем, что нужно объединить близкие по замыслам вузы, которые решают похожие задачи и в рамках этого процесса надо дать им возможность перейти на новые пространства. Кампусы будут создаваться по следующей модели: от 2 до 5 вузов с общей жилищной, спортивной, информационной инфраструктурой. Вузы, имея общую инфраструктуру, будут конкурировать друг с другом по содержательным программам. Это позволяет резко улучшить качество жизни и качество работы студентов и одновременно снизить финансовую нагрузку.
— А кто будет разрабатывать дизайн?
— Дизайн — главная история во всей этой истории. Я считаю, что должен быть принят соответствующий подзаконный акт, гласящий, что строительство кампусов вузов невозможно без открытого международного конкурса. Сейчас вузы делают это самостоятельно, а в итоге получаются весьма сомнительные с эстетической точки зрения здания. Например, новый кампус Новосибирского государственного университета похож на упавшую из космоса сломавшуюся открывашку. Открытый международный конкурс позволит привлечь лучшие мировые компетенции к проектированию тех мест, в которых должны жить и учится наши студенты.
Кроме того, раз уж мы поставили перед собой задачу — конкурировать за место в топ-100 мировых вузов, для ее решения нам необходимо привлекать иностранных студентов и иностранных преподавателей. И никакой нормальный студент, преподаватель или тем более исследователь не поедет жить в те условия, которые ему сегодня предлагают наши вузы. Поэтому кампусы здесь обязательны. Но мы не считаем, что должен существовать какой-то типовой дизайн.
Новый кампус НГУ похож на упавшую из космоса сломавшуюся открывашку
— Мы смотрим за тенденциями развития мировых вузов. Здесь очень важно понимать, что большинство сильных вузов являются наследниками старых систем, и они живут в зданиях, которые построены иногда в XVIII, XIX, XX веках. Довольно мало у кого была возможность построить сверхсовременные кампусы. Это преимущество, как правило, появляется у стран, которые находятся в системе коренного реформирования образования. Надо больше смотреть не на опыт, скажем, США или Великобритании, а на опыт Индии или Китая, потому что они сегодня вкладывают больше всех денег в систему образования. Мы внимательно следим за тем, как это у них получается.
— Кто даст деньги на строительство — государство или инвесторы?
— Наверное, какие-то бюджетные деньги все-равно будут. Но мы считаем, что их должно быть абсолютное меньшинство. Вся схема строительства кампусов должна проходить по следующей модели: здания в центре города передаются инвесторам, а инвесторы финансируют строительство кампусов в пригородах или за городом. По итогам предварительного обсуждения, инвесторы весьма заинтересованы в такого рода строительных проектах. Мы вообще не верим в масштабное государственное финансирование и считаем, что частное гораздо более эффективно.
— А что будет происходить непосредственно в Москве? Пять «переселяющихся» вузов уже назвали, добавятся ли к ним новые?
— Наверняка добавятся. Надо понимать, что строительство «Большой Москвы» дает действительно уникальный шанс для появления там образовательных кластеров. Я бы очень внимательно смотрел сегодня в сторону Долгопрудного и Жуковского. Можно предположить, какие вузы могут перевести часть своих строений в эти центры, просто оценив специфику тех компетенций, которые сегодня у них есть. В Долгопрудном — это физика и биология, а в Жуковском — все, что касается самолетостроения и авиации.