Атлас
Войти  

Также по теме

Как заработать на исторических аферах и бразильских барабанах

БГ поговорил с авторами образовательных проектов, которые разнообразили уличную культуру Москвы афро-бразильскими карнавальными ритмами и театрализованными историческими лекциями.

  • 9719
Александр Глазов, школа бразильской перкуссии Александр Глазов, школа бразильской перкуссии
Анна Эспарса, интерактивные исторические лекции Анна Эспарса, интерактивные исторические лекции
Александр Глазов

Александр Глазов

музыкант

Александр Глазов, основатель школы бразильской перкуссии «Enjoy Drumming»  — о том, почему русские испытывают восторг перед барабанами, зачем нужно учиться музыке в зрелом возрасте и почему не нужно копировать бразильский карнавал

Бизнес без вложений

Я открыл школу бразильской перкуссии три года назад. Перкуссия – это, грубо говоря, все ударные инструменты, которые не относятся к ударной установке. Я профессиональный музыкант и играю на перкуссии лет 15, учился у прекрасного педагога и сильнейшего музыканта Артура Газарова, потом я часто замещал его на занятиях и понял, что кайфую от того, что даю людям какие-то знания. Мы прекратили сотрудничество, но желание учить людей осталось. Была неуверенность в своих силах и сомнения, но нашлись люди, которые меня поддержали. Я дал объявление в соцсетях, собрал группу и начал преподавать.

У меня была только идея, название enjoy drumming, буквально — «наслаждайся, барабаня», не было стартового капитала и даже всего комплекта инструментов — какие-то инструменты были мои, а какие-то чужие.

Я не ставил себе задачи быстро построить большой бизнес. Я понимал, что три года уйдет на раскачку. Первые два ушли на то, чтобы научиться преподавать и строить отношения с учениками. В любом творческом проекте первые 3-5 лет уходят на то, чтобы выстроить работу и обрасти связями, а потом, грубо говоря, пространство начинает работать на тебя. Начинают звонить люди и предлагать поработать на их вечеринке, расширяется круг учеников. В самом начале ко мне приходили один-два ученика, и я работал с ними. Бывало, что семь человек записались и в последний момент отменились, сидишь на базе, арендованной для занятия, платишь из своего кармана и уходишь в минус. Сейчас у меня две группы в выходные дни по 5-7 человек. Занятия стоят 1000 рублей за два часа. Таким образом, школа за вычетом всех расходов приносит около 20 тысяч рублей в месяц, поэтому мой основной доход — работа музыканта. 

Слава YouTube

Я все время говорю «God save YouTube» («Боже, храни YouTube» – БГ). Потому что это уникальная возможность для современного мира. Что я или любой другой человек знали раньше о других культурах — о культуре гаитянских ритмов, о песнях аборигенов Танзании, о русском фольклоре в исполнении деревенских бабушек? Пожалуйста, сейчас это все доступно. 

Сейчас большие возможности как для образования, так и для продвижения своего творчества. Если у тебя хороший продукт, ты делаешь хорошее видео, самостоятельно выкладываешь его на YouTube — все! Ты не зависишь ни от какой конъюнктуры. 

Зачем нужен учитель

Сейчас основные типы ударов, ритмов можно найти в интернете. Но дальше, чтобы был прогресс, нужен преподаватель. Педагог – тот человек, который вкладывает в тебя нечто большее, чем просто техника, знание ритмов, он вкладывает в тебя музыкальное мышление, ощущение, передает тебе какой-то свой стиль, который ты потом развиваешь, добавляешь к нему что-то свое и приходишь к чему-то новому.

В преподавании много нюансов: кому-то надо дать пинка под зад, чтобы он взял себя в руки и начал заниматься, а кого-то надо, наоборот, ласково, гладить по головке и говорить, что все получится. В какой-то момент накопленный опыт позволяет мгновенно придумывать, какой инструмент лучше дать этому человеку, над чем он должен сейчас поработать, чтобы через какое-то время у него стало получаться что-то другое, то есть в голове выстраивается некая цепочка действий, которые он должен совершить. Ритмы устроены так, что играть их можно только всем вместе — коллективно. В ритмах есть социализм: каждый вносит свою лепту в общий котел. В результате все получают общий кайф и драйв. И тогда люди думают: «Вау, у нас получается!» Так им проще начать учить сложные вещи, потому что если я посажу их заниматься техникой на полгода, например, серьезно ставить руки, как готовят профессиональных  музыкантов, у простых людей сразу пропадет желание заниматься. Не будет человек, который ходит на работу, сидеть полгода и делать какое-то одно нудное упражнение, не понимая, зачем все это нужно. 

Музыкальное мышление

В России нет ритмической культуры, нет ударных инструментов — только ложки, треугольничек и мелкая перкуссия. У нас широкие поля и протяжный фольклор. Есть песни, в которых музыкальный размер меняется от строчки к строчке. Поэтому барабан вызывает у русского человека, в первую очередь, восторг. Одна из моих целей — поднять уровень барабанной культуры. 

У меня есть такая глобальная идея относительно этого бизнеса: чем больше людей будет заниматься музыкой в любом ее проявлении, ходить на уроки вокала, ходить на занятия по перкуссии, на любые другие уроки музыки, тем больше будет людей слушать и слышать музыку. 

Все, кто приходил с нуля, через пару месяцев говорили, что стали слушать музыку иначе, стали различать разные инструменты. Грубо говоря, на первом этапе человек начинает раскладывать музыку по полочкам на составляющие части. Потом у него это проходит, и он начинает воспринимать все сразу и наслаждаться музыкой на другом уровне. Вот так вот, наверное, витиевато можно объяснить эти процессы. 

Перкуссия для детей

С детьми я только начинаю работать. Для меня это была закрытая тема. Я привык работать со взрослыми и не понимал, что мне с детьми делать. Ведь с ними надо играть: пятилеткам раздавать инструменты и рассказывать, что эта шуршалочка похожа на змейку, эта на шум воды, а эта на топающую лошадку. Детям постарше — от 8-9-10 лет — давать основы техники и простые партии. Никакого специального педагогического образования у меня нет, я терялся. Но последние полгода начали звонить друзья и говорить «ну сделай нашим детям что-нибудь». И я начал делать. Так что сейчас набираю группу.

Бразильский карнавал в России

Чуть больше года назад я с учениками подготовил полноценную программу и мы сыграли свой первый концерт. Потом мы были одними из первых, кто устроил карнавальное шествие. Меня восхищает карнавальная движуха. Я знаю, что наша культура способствует этому. Можно судить хотя бы по  Dreamflash — параду мыльных пузырей. Люди организовались через интернет, мол, давайте пойдем все пускать пузыри. Я не был на последних парадах, но первые были просто восхитительны — люди делились радостным настроением. Мне часто приходилось слышать, что вот у бразильцев карнавал, а в России такое невозможно сделать. Я всегда очень скептически относился к таким высказываниям. Энергия радости присуща абсолютно любому человеку на земле, неважно, кто ты, где ты, какой у тебя цвет кожи, в какой стране ты родился. Если ты умеешь искренне радоваться, если ты не забыл, как радуется твой внутренний ребенок, то будет карнавал. Плюс в нашей стране очень хорошая театральная культура, наши карнавалы могут быть театрализованы. Моя основная идея заключается в том, что не надо никого копировать. Не надо в России пускать в шествия полуобнаженных танцовщиц, как в Бразилии. Это как в Африке пить водку. Ну жарко же пить водку. Поэтому моя задача развивать что-то свое.

 
/media/upload/files/caricyno_1.jpg Анна Эспарса, интерактивные исторические лекции







Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter