Александр Глазов музыкант |
Александр Глазов, основатель школы бразильской перкуссии «Enjoy Drumming» — о том, почему русские испытывают восторг перед барабанами, зачем нужно учиться музыке в зрелом возрасте и почему не нужно копировать бразильский карнавал
Бизнес без вложений
Я открыл школу бразильской перкуссии три года назад. Перкуссия – это, грубо говоря, все ударные инструменты, которые не относятся к ударной установке. Я профессиональный музыкант и играю на перкуссии лет 15, учился у прекрасного педагога и сильнейшего музыканта Артура Газарова, потом я часто замещал его на занятиях и понял, что кайфую от того, что даю людям какие-то знания. Мы прекратили сотрудничество, но желание учить людей осталось. Была неуверенность в своих силах и сомнения, но нашлись люди, которые меня поддержали. Я дал объявление в соцсетях, собрал группу и начал преподавать.
У меня была только идея, название enjoy drumming, буквально — «наслаждайся, барабаня», не было стартового капитала и даже всего комплекта инструментов — какие-то инструменты были мои, а какие-то чужие.
Я не ставил себе задачи быстро построить большой бизнес. Я понимал, что три года уйдет на раскачку. Первые два ушли на то, чтобы научиться преподавать и строить отношения с учениками. В любом творческом проекте первые 3-5 лет уходят на то, чтобы выстроить работу и обрасти связями, а потом, грубо говоря, пространство начинает работать на тебя. Начинают звонить люди и предлагать поработать на их вечеринке, расширяется круг учеников. В самом начале ко мне приходили один-два ученика, и я работал с ними. Бывало, что семь человек записались и в последний момент отменились, сидишь на базе, арендованной для занятия, платишь из своего кармана и уходишь в минус. Сейчас у меня две группы в выходные дни по 5-7 человек. Занятия стоят 1000 рублей за два часа. Таким образом, школа за вычетом всех расходов приносит около 20 тысяч рублей в месяц, поэтому мой основной доход — работа музыканта.
Слава YouTube
Я все время говорю «God save YouTube» («Боже, храни YouTube» – БГ). Потому что это уникальная возможность для современного мира. Что я или любой другой человек знали раньше о других культурах — о культуре гаитянских ритмов, о песнях аборигенов Танзании, о русском фольклоре в исполнении деревенских бабушек? Пожалуйста, сейчас это все доступно.
Сейчас большие возможности как для образования, так и для продвижения своего творчества. Если у тебя хороший продукт, ты делаешь хорошее видео, самостоятельно выкладываешь его на YouTube — все! Ты не зависишь ни от какой конъюнктуры.
Зачем нужен учитель
Сейчас основные типы ударов, ритмов можно найти в интернете. Но дальше, чтобы был прогресс, нужен преподаватель. Педагог – тот человек, который вкладывает в тебя нечто большее, чем просто техника, знание ритмов, он вкладывает в тебя музыкальное мышление, ощущение, передает тебе какой-то свой стиль, который ты потом развиваешь, добавляешь к нему что-то свое и приходишь к чему-то новому.
В преподавании много нюансов: кому-то надо дать пинка под зад, чтобы он взял себя в руки и начал заниматься, а кого-то надо, наоборот, ласково, гладить по головке и говорить, что все получится. В какой-то момент накопленный опыт позволяет мгновенно придумывать, какой инструмент лучше дать этому человеку, над чем он должен сейчас поработать, чтобы через какое-то время у него стало получаться что-то другое, то есть в голове выстраивается некая цепочка действий, которые он должен совершить. Ритмы устроены так, что играть их можно только всем вместе — коллективно. В ритмах есть социализм: каждый вносит свою лепту в общий котел. В результате все получают общий кайф и драйв. И тогда люди думают: «Вау, у нас получается!» Так им проще начать учить сложные вещи, потому что если я посажу их заниматься техникой на полгода, например, серьезно ставить руки, как готовят профессиональных музыкантов, у простых людей сразу пропадет желание заниматься. Не будет человек, который ходит на работу, сидеть полгода и делать какое-то одно нудное упражнение, не понимая, зачем все это нужно.
Музыкальное мышление
В России нет ритмической культуры, нет ударных инструментов — только ложки, треугольничек и мелкая перкуссия. У нас широкие поля и протяжный фольклор. Есть песни, в которых музыкальный размер меняется от строчки к строчке. Поэтому барабан вызывает у русского человека, в первую очередь, восторг. Одна из моих целей — поднять уровень барабанной культуры.
У меня есть такая глобальная идея относительно этого бизнеса: чем больше людей будет заниматься музыкой в любом ее проявлении, ходить на уроки вокала, ходить на занятия по перкуссии, на любые другие уроки музыки, тем больше будет людей слушать и слышать музыку.
Все, кто приходил с нуля, через пару месяцев говорили, что стали слушать музыку иначе, стали различать разные инструменты. Грубо говоря, на первом этапе человек начинает раскладывать музыку по полочкам на составляющие части. Потом у него это проходит, и он начинает воспринимать все сразу и наслаждаться музыкой на другом уровне. Вот так вот, наверное, витиевато можно объяснить эти процессы.
Перкуссия для детей
С детьми я только начинаю работать. Для меня это была закрытая тема. Я привык работать со взрослыми и не понимал, что мне с детьми делать. Ведь с ними надо играть: пятилеткам раздавать инструменты и рассказывать, что эта шуршалочка похожа на змейку, эта на шум воды, а эта на топающую лошадку. Детям постарше — от 8-9-10 лет — давать основы техники и простые партии. Никакого специального педагогического образования у меня нет, я терялся. Но последние полгода начали звонить друзья и говорить «ну сделай нашим детям что-нибудь». И я начал делать. Так что сейчас набираю группу.
Бразильский карнавал в России
Чуть больше года назад я с учениками подготовил полноценную программу и мы сыграли свой первый концерт. Потом мы были одними из первых, кто устроил карнавальное шествие. Меня восхищает карнавальная движуха. Я знаю, что наша культура способствует этому. Можно судить хотя бы по Dreamflash — параду мыльных пузырей. Люди организовались через интернет, мол, давайте пойдем все пускать пузыри. Я не был на последних парадах, но первые были просто восхитительны — люди делились радостным настроением. Мне часто приходилось слышать, что вот у бразильцев карнавал, а в России такое невозможно сделать. Я всегда очень скептически относился к таким высказываниям. Энергия радости присуща абсолютно любому человеку на земле, неважно, кто ты, где ты, какой у тебя цвет кожи, в какой стране ты родился. Если ты умеешь искренне радоваться, если ты не забыл, как радуется твой внутренний ребенок, то будет карнавал. Плюс в нашей стране очень хорошая театральная культура, наши карнавалы могут быть театрализованы. Моя основная идея заключается в том, что не надо никого копировать. Не надо в России пускать в шествия полуобнаженных танцовщиц, как в Бразилии. Это как в Африке пить водку. Ну жарко же пить водку. Поэтому моя задача развивать что-то свое.