Стало известно, что сеть колледжей UWC (United World College) в этом году выделила 24 места для участников из России — больше, чем когда-либо. Скорее всего, вам это ни о чем не говорит, но на самом деле это большая новость.
Дело в том, что движение UWC — один из немногих каналов, по которым российские школьники могут просто и бесплатно уехать учиться в колледж, расположенный в одной из 14 стран — участниц проекта, например Италии, Германии или Сингапуре. Обучение по программе международного бакалавриата длится два года, при выпуске выдают диплом IB. С таким документом можно смело поступать в самые престижные университеты мира.
Поучаствовать в отборе могут школьники 15–17 лет, один из главных критериев — школьная успеваемость. А вот знание языка, напротив, здесь не первостепенно, в отличие от более популярной годичной программы FLEX (действует только в США). Последний срок подачи документов — 17 февраля.
Несколько колледжей — участников программы
Ирина Фадина выпускница UWC Atlantic College, Великобритания |
«Когда мне было 14, моя близкая подруга поступила в один из колледжей UWC в Италии. Мы много переписывались, и я сразу же загорелась: хочу поехать. В 2006 году, когда я решила поучаствовать в программе, конкурс был небольшой: в России об этой возможности почему-то знали немногие. Я приехала в колледж ужасно самоуверенной и довольной собой и с удивлением обнаружила, что все вокруг на две головы выше меня (в США конкурс — 20 и 30 человек на место).
Поступление проходит в три этапа: собеседование (российская комиссия выясняет, почему ты хочешь поехать и что из себя представляешь), сочинение (можно писать на русском или английском языке) и интервью с иностранной комиссией. По сути, последнее — это психологический тест, ведь ребенка вытаскивают из привычной среды и отправляют в никуда. Важно понять, как он себя поведет, потому что если участник сорвется, в следующем году количество стипендий для его страны сократят.
Некоторые родители относятся к таким программам скептически, мол, бесплатный сыр бывает только в мышеловке, но меня отпустили в колледж без проблем.
Когда я приехала, это был самый настоящий шок. Мы жили в небольшом кампусе, всего семь-восемь домиков, где живут 300 человек. В центре — учебный корпус, похожий на Хогвартс, расположено это все на берегу залива — невероятная красота, все совершенно новое и необычное.
Библиотека Atlantic College
У меня была богатая история школ: к девятому классу я сменила около семи учебных заведений, нельзя сказать, что они были плохими, но московская школа и британский колледж — это все равно небо и земля. Там все преподают так, чтобы было интересно. Помогают научиться учиться. Так, я всю жизнь ненавидела математику, а в итоге получила один из самых высоких результатов в колледже. Дело в том, что преподаватели здесь настолько яркие, что ты на самом деле влюбляешься и в них, и в предмет. У нас есть культ педагога, он всегда смотрит сверху вниз, а там преподаватели открыты, они даже живут в том же кампусе, что и ученики.
Конечно, далеко не все было радужно. Никогда не было такого ритма учебы, как там, я не спала по два дня, заработала жесткую бессонницу. Были слезы. Я впервые поняла, что значит «очень одиноко», что менталитет и правда существует, при том что у всех две руки, две ноги и голова. Но тем интереснее этот опыт.
В моем колледже были студенты из 98 стран. Были ребята из лагерей беженцев — их буквально вытащили из огня; были те, кто родился в крошечных горных деревушках. И вместе с ними учился сын премьер-министра Нигерии.
На моих глазах разворачивалась прекрасная история дружбы двух мальчиков — из Палестины и Израиля. У первого брат сидел в тюрьме ни за что, у другого сестра погибла при теракте. Естественно, поначалу они ненавидели друг друга, но за два года стали едва ли не самыми близкими друзьями. Постоянно устраивали дебаты по решению палестино-израильского конфликта. Мне кажется, это и есть самый главный опыт: тебя учат разговаривать, искать пути решения вопроса. А эти ребята выросли в обстановке, где просто нельзя было увидеть и услышать другую сторону.
Фото из архива Ирины
Студенты на спасательной лодке
Дальше моя история не очень показательна: у меня случился приступ патриотизма, я очень скучала по России, поэтому решила поступать в московский вуз. Сейчас понимаю, что это было глупо: после опыта тех двух лет я очень разочарована, настолько больше получила там, чем за четыре года здесь. Большинство, конечно, старается продолжать учебу за границей. Из 300 моих однокурсников в колледже 25 поступили в Америке, еще человек десять учатся в Оксфорде и Кембридже.
Но я ни о чем не жалею. Я могу совмещать учебу с работой. На Западе карьерный рост происходит гораздо медленнее, пройдет куча времени, пока займешь нормальный пост и в тебя поверят».