Атлас
Войти  

Также по теме

Как огурчики

Исаак Калина на днях сравнил слияние школ, где учатся дети с разными способностями, с заготовкой разносолов. Евгений Насыров рассуждает, удастся ли департаменту «засолить» обычных  детей в одной бочке с девиантными

  • 20110
огурцы


В Москве второй год идет массовая кампания слияния школ и детских садов. В погоне за экономией бюджетных денег и легкостью управления чиновники в один образовательный колхоз объединяют даже гимназии и коррекционные школы. И пока родители пишут открытые письма мэру Собянину и проводят пикеты, Департамент образования находит все новые неожиданные обоснования для своих решений. 

На днях глава департамента Исаак Калина, объясняя на круглом столе в «Московском комсомольце» свои управленческие эксперименты, заявил, что слияние разнородных школ не скажется пагубно на образовании детей. И сравнил школьную среду с рассолом для огурцов. Дословную цитату привел «МК»: «Какой огурец в хороший рассол ни попадет — маленький, большой, свежий, малосольный, — происходит усреднение, все становятся одинаково хорошими солеными огурцами. Поэтому не страшно даже слияние обычных школ с девиантными: если подростков с асоциальным поведением помещать в хорошую социальную среду (прежде всего школьную), то они тоже станут достойными учениками».

Высказывание Исаака Калины вызвало бурю в московской учительской среде и заставило знаменитых педагогов упражняться в остроумии. Калине даже придумали прозвище — Девиантный Огурец. Лучше всех отреагировал замдиректора знаменитого лицея «Вторая школа» Александр Ковальджи: «А что если слить несколько министерств в одно, например Министерство образования и Министерство обороны? Получится экономия на зарплатах министров. При этом в образовании станет больше дисциплины, а в обороне — больше знаний. Да и вообще, надо слить всех в одну бочку, чтобы максимально разнообразный рассол получился. Почему раньше до этого не додумались?» 

А Сергей Волков, учитель русского языка и литературы школы №57, написал в фейсбуке: «А ну как в рассол помимо огурцов еще что попадет? Каждый пусть вообразит себе сам что. Не дай бог вся бочка скиснет. Начальнику такой вариант не видится случайно? Кто сказал, что во всех школах только огурцы, различающиеся по размерам и качеству? Есть еще и помидоры, и кабачки, и картошка. И фрукты. И неорганика всякая. И вообще, в вопросах засола огурцов я больше доверяю проверенным хозяйкам, чем новоиспеченным докторам наук».

Исаак Калина действительно этим летом написал докторскую, да еще и по теме «Аксиологические основания модернизации педагогического образования». Каково, а? Прагматичный управленец-рыночник, среди разгребания завалов в московских школах и дефицитных детских садах, нашел время для серьезного изучения ценностей... в модернизации педагогического образования. Калина, конечно, не Андриянов и не Бурматов, его диссертацию нельзя назвать липовой. Однако у профессионалов к ней скопилось немало вопросов.

Впрочем, работа над докторской не прошла для Калины даром. Опытные педагоги узнали в диковатой метафоре чиновника весьма извращенное понимание педагогической методики знаменитого народного учителя СССР Виктора Шаталова, основателя так называемой «педагогики сотрудничества».

«Регулярному повторению материала учитель уделяет особое внимание. И тут срабатывает принцип «соленого огурца»: если в банку с рассолом положить свежие огурцы, то они непременно станут солеными. При многократном повторении материала рано или поздно все ученики его усвоят. И только этот фактор станет для учителя отправной точкой для того, чтобы двигаться дальше», — писал Шаталов в одной из своих работ.

Виктор Федорович — признанный гений педагогики, у него такой рассол получался. Но Калина занимается совсем другим. И если уж говорить о школах как о бочках, то это больше похоже на смешивание меда и дегтя (если не сказать похлеще). Результат этого эксперимента, казалось бы, хорошо известен, но только не Калине.

Что произойдет, рассказывает учитель математики школы №679 Александр Шевкин: «Если есть три банки огурцов со своими рассолами (три школы — каждая со своей образовательной средой), то от слияния одной банки с хорошим рассолом с двумя другими чуда, описанного специалистом по рассолам Калиной, не произойдет. Хорошего рассола на все три банки не хватит, в большую банку неизбежно добавится рассол из двух других, даже если его слить (он останется в огурцах). Добавляйте воды, делайте новый рассол, но это будет не тот рассол, который был в первой банке. Калина ничего не понимает в рассолах, а пытается перенести этот свой рассольный опыт на московские школы. Скоро его банки со смешанным рассолом вздуются. Жаль, что от этого пострадает не Калина, а дети и учителя».

Три года понадобилось чиновнику, чтобы донести до москвичей свой план реформ. Спасибо, стало понятнее. Только хочется сказать: закусывать надо!

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter