Атлас
Войти  

Также по теме

«Все хотят поиграть в стартап, а нормальные проекты начинаются в гараже с компьютерами». Как построить свой бизнес, если тебе 20

Технический директор и сооснователь образовательного портала 100EGE.ru Максим Древаль — о том, как к 23 годам построить бизнес на идее и энтузиазме, почему стоит опасаться инвесторов и как с помощью одного проекта решить вечные проблемы российского образования

  • 46046
Как начать свой бизнес

О бесполезном дипломе и раннем старте

Надо начинать не откладывая. Многие думают: «Я школьник, ну что я сейчас могу сделать, надо сначала закончить 11 классов», потом — университет, куча соблазнов, кажется, что ты еще ничего не умеешь, надо сначала получить диплом. А дальше ты один из тысячи людей, точно так же получивших дипломы, на которые работодатели — я, к примеру — вообще не смотрят. Если тебе что-то интересно, начинай заниматься этим как можно раньше. Возраст не проблема, проблема в том, что у тебя нет опыта. Вот и надо думать о том, где ты можешь его получить.


О том, как начать и почему мехмат МГУ хуже «Яндекса»

Меня давно волнует тема образования, потому что у самого с ним непростая история. Хорошо учился в школе, ездил на всероссийскую олимпиаду, поступил на мехмат — казалось бы, куда серьезнее. Был уверен, что приду в МГУ и там будет просто «вау». Но через некоторое время понял: скучно. Я упускаю время, трачу его на то, что мне на самом деле не интересно и не нужно. Все абстрактно, абсолютно неприменимо к реальной жизни. Уже тогда я пробовал работать, сначала в одной рекламной компании, потом в «Яндексе», дальше в Mail.ru. Кажется, с последними у нас произошел не совсем честный обмен: я взял гораздо больше, чем дал им. Чуть больше трех лет назад (мне тогда было 19) в процессе работы я познакомился с преподавателем из МФТИ, у которого были мысли насчет образовательного проекта и связи с академическими кругами. А у меня — хорошие навыки в IT и опыт создания своей фирмы, я хотя бы представлял, как сделать юридическое лицо и платить налоги. Мы загорелись, и процесс пошел.


О том, почему важно платить сотрудникам, даже если денег нет

Первая сложность, с которой пришлось столкнуться, — не было почти никакого продукта, только идея. Единственное, чем мы выделялись, — команда хороших преподавателей. Это хоть что-то: совсем без выходных данных тяжело. Но ни платформы, ни людей не было. Трудно найти квалифицированные кадры для «Яндекса» и «Мейла», а попробуйте позвать хороших специалистов в нулевую компанию, у которой и офиса-то нет. Первые разработчики были не из России: у нас просто не нашлось столько денег, сколько хотели отечественные программисты. Но мы понимали: главная ценность любой компании — люди. Поэтому, сами ничего не получая, старались платить сотрудникам на уровне рынка или даже чуть выше, выдумывали какие-то премии. Было трудно, но и отдача была. Начинали с крошечной команды, а сейчас в штате около 50 человек.


О финансовом директоре, которого нужно нанимать в последнюю очередь

Многие из тех, кто начинает свое дело, идут в какие-то акселераторы, инкубаторы, с красивой или чаще банальной идеей и уверенностью, что все получится с ходу. Но без опыта не выйдет ничего. Надо хотя бы немного поработать в этой сфере, чтобы не завалить свой проект. Когда создаешь бизнес, ты один за всех: и разработчик, и руководитель, и бухгалтер. Проблемы возникают постепенно, и решать их надо по мере появления: сначала самые очевидные — техническое обеспечение проекта и контент, потом начинается целая история про бухгалтерию, кадры. Многие хотят поиграть в стартап, сделать все красиво, в самом начале найти финансового директора, бухгалтера, представить себя боссом крутой компании. На самом же деле все нормальные проекты начинаются в гараже с компьютерами. 


Об «ангельских» инвестициях, «Сколково» и «бесплатных» деньгах

Изначально не требуется огромных денег. С «ангельскими» инвестициями — средствами, которые инвестируют в стартапы на самом первом этапе, — все непросто: ты получаешь 20 тысяч долларов и при этом отдаешь 40 процентов компании. Известная ошибка: новички сразу бросаются искать инвестора, но его вход осложняет создание хорошего продукта, ты начинаешь воспринимать свой проект как чужой. А если любишь свое дело, его очень жалко отдать. Нам было жалко. Выкручивались по-разному: были личные средства, гранты — всегда есть способ выбить небольшие, но «бесплатные» деньги, за которые ты не отдашь полкомпании. Очень помогло попадание проекта в «Сколково»: плюсов от этого чуть меньше, чем мы ожидали, но нас как минимум почти освободили от налогов, и за это уже огромное спасибо. 


О монополии на знания и диджитал-лицемерии

Рынок образования очень инертен. На западе проекту вроде нашего было бы проще: там все понимают ценность времени, пытаются двигаться в онлайн. У нас же система очень жесткая: есть школа, вуз, репетиторы, которые плотно засели в своей нише, — и все уверены, что только так и можно решать проблему незнания. Но хороших репетиторов на всех школьников не хватит, да и доступ к ним далеко не у каждого: кому-то приходится ехать на занятия в другой город. Еще один момент: отечественному онлайн-образованию присуще лицемерие. Говоря «онлайн», подразумевают все вплоть до документооборота. Выложили на гугл-диск задачку — вот и онлайн-обучение. Это неправильно и только усиливает недоверие.


О том, как правильно оценить знания

Наш портал устроен так. Есть регулярные занятия по расписанию, ученик их посещает — как в обычной школе. Специально оставили привычную форму: доска, преподаватель; добились качественной картинки. Ощущение, будто сидишь за первой партой. Домашнее задание проверяется автоматически: иначе было бы невозможно выдерживать такую низкую стоимость. К каждой задаче есть пять-десять подсказок: если ученик ошибся, система дает ему не правильный ответ, а наводку, заставляет подумать еще.

Наше ноу-хау — качественная оценка знаний. Мы не ставим тройки или пятерки за четверть или год, а объясняем ученику, знает он конкретную тему или нет. Дальше система сама подсказывает, что и где почитать, чтобы заполнить пробел. Для этого программу разбили на мельчайшие подтемы. 


Об учителях, которые хотят учиться 

Мы создаем свой контент, пытаемся сделать так, чтобы при усложнении темы информация не повторялась по сто раз: почти любой новый учебник сегодня — компиляция пяти старых, работать по ним страшно неудобно. Изначально разработка своего контента была вынужденной мерой: мы боялись упереться в авторские права и решили не использовать что-то чужое — ни платформу, ни «начинку». Хотя в названии фигурирует слово «ЕГЭ», у нас есть не только подготовка к экзаменам, но и занятия по всей школьной программе, курсы повышения квалификации учителей. Кстати, последние на удивление популярны: мы думали, их будут покупать школы для своих сотрудников, потому что это «обязаловка», которую учителя страшно не любят. А на курсы записываются сами педагоги, получается, им это и правда нужно. 


О преподавателях-альтруистах

Большая часть нашей аудитории — регионы и русскоговорящая эмиграция, всего около 25 тысяч человек. Есть партнерские школы, для которых мы долгое время проводили занятия бесплатно. Мы вообще много всего делаем бесплатно. Как правило, это углубленные курсы: у них сравнительно небольшая аудитория, нам и преподавателям кажется кармически правильным не брать денег за эти занятия. Вообще, тут есть альтруистический момент: лекторы соглашались работать с нами, даже когда это был абсолютно нулевой проект. Их очень привлекала возможность рассказать что-то не крошечной аудитории в университете, а тысячам школьников, нравился низкий входной порог для учеников (170 р. за занятие).


О государстве, которое может, но не хочет помочь

Мы хотим выдавать аттестаты, для начала в партнерстве со школой. Вообще, по закону ничто не мешает создать школу онлайн, но так почему-то никто не делал. В высшем образовании подобных примеров несколько, в среднем нет вообще.

У нас очень большие надежды на B2G (Business-to-Government): если хочешь широкого охвата, государство может здорово помочь, однако пока все непросто. Мы предлагаем очень нужную и правильную, как мне кажется, идею, которая могла бы решить вечные государственные проблемы, но все двигается страшно медленно, и непонятно, почему поддержка настолько слабая. 

Вот, например, малокомплектные школы: таких в стране едва ли не больше, чем обычных. Региону говорят сверху: «решай проблему» — и подсказывают как. По официальной версии, надо покупать железо у определенных компаний, на это выделяются многомиллионные бюджеты. Но мертвое железо без содержания, конечно, ничего изменить не может, и все остается как есть. Еще один вариант — оцифрованные издательством «Просвещение» учебники. По сути, это просто конспекты с элементами интерактива, обычный учебник в компьютере. На их закупку тоже отводят огромные деньги, а результата никакого. Поэтому если регион реально хочет решить проблему, он вынужден как-то изворачиваться, искать другие деньги, чтобы сделать нормально. Удивительно, но недавно власти одного регионального центра сами вышли на нас и попросили поставить у них нашу систему. Это было неожиданно, мы начали работать, и я до сих пор боюсь, что все сорвется.

Еще мы стараемся выйти в B2B (Business-to-Business), прямо сейчас заканчиваем интеграцию нашей платформы в одну автошколу. Здесь система наша, а контент у них свой. Вроде бы удачный проект, нам нравится. Так что теперь планируем создать простой и дешевый сервис, чтобы за небольшие деньги давать возможность создать свою систему обучения по принципу нашей.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter