Атлас
Войти  

Также по теме

Яблоко раздора

Первоклассники (а с этого года и второклассники) теперь учатся на ноутбуках Macbook Pro. БГ вспомнил, с чего начиналось эппловское лобби

  • 7200

История вопроса

«Техника Apple появилась в московских школах еще в начале 1990-х. Экспериментально ее внедряют уже 10 лет, но большая программа началась 3 года назад», — объяснили БГ в Центре информационных технологий и учебного оборудования при Департаменте образования (ЦИТУО). Именно здесь формируют техзадание для закупки школьных компьютеров.

Решение о поставке макбуков в московские школы с самого начала сопровождалось скандалами и информационными атаками конкурирующих производителей техники. Все началось с того, что тендеры на поставку Apple по странному стечению обстоятельств стали выигрывать компании, родственные группе «Ланит» (ее возглавляет самый богатый продавец «железа» в России — Георгий Генс, номер 157 в списке Forbes).

Первый контракт (на сумму 397 млн рублей) группа заключила в ноябре 2010 года. В 2011 и 2012 году ее дочерняя компания «ДПИ-проекты» снова выиграла тендеры — теперь уже на сумму в три раза большую. Такое продолжительное везение конкуренты связали с тем, что у главы Департамента информационных технологий Артема Ермолаева появился новый заместитель Евгений Духонин, до этого работавший в «Ланите».

«Что касается выбора «Ланита», мне не давали указаний «сверху», и к работающему в ДИТ бывшему сотруднику «Ланита» это тоже не имеет отношения. Я выбрал Ланит из тех, кто пришел на конкурс, так как лично знаю команду разработки. Вообще на конкурсах ДИТ нет большого ажиотажа и кучи желающих», - попытался оправдаться советник руководителя Департамента  Владимир Макаров в одном из интервью. Правда, там речь шла не о макбуках, а о системе электронной медицинской регистратуры.

Техзадание с прицелом

Само название Apple в техзадании не фигурирует, но по совокупности характеристик и предустановленному ПО подходящие для московских учеников ноутбуки сильно напоминают MacBook MC516, также известный как белый, или бюджетный, макбук 2010 года. В техническом задании по наличию характерного интерфейса FireWire, щелевого дисковода и нестандартного крепежа на корпусе угадываются минидесктопы Mac Mini. Еще одно требование ТЗ, которому соответствует только техника Apple, — точка доступа. Она должна поддерживать устойчивую работу в беспроводной сети 40 компьютеров и обеспечивать связь на расстоянии до 40 м от нее. Под эти требования подходит устройство Apple AirPort Extreme.

Конкуренты

В 2011 году Артем Ермолаев заявил было о том, что ситуация может кардинально поменяться: «Мы изучаем эту проблему. Москва не может пойти по пути «омакбучивания» всех школ хотя бы потому, что это потребует 3–4 миллиарда рублей, которых у нас просто нет».

Тогда же тульская компания «Вектор-групп» сумела победить на одном из аукционов и получила контракт на поставку в школы компьютеров Lenovo на сумму 275,1 миллиона рублей. Но на этом все и закончилось. Сейчас позиции компании Apple в школьной системе Москвы все так же сильны.

«Руководители Департамента информационных технологий пока не собираются менять политику по компьютерному оснащению. Отказ от макбуков был бы странным и непоследовательным действием в тот момент, когда подготовку для работы с этой техникой проходят 3 500 учителей», — объяснил БГ источник в Департаменте образования.

Александр Драхлер
Александр Драхлер

заместитель директора Центра образования №293, эксперт в области информатизации образования

«Что касается закупок макбуков для начальной школы, то пока не ясно, на чем нужно учить первоклашек. Поколение детей, «родившихся на клавиатуре», конечно, все схватывает мгновенно: у них нет проблем с переходом на другой компьютер. Но нужно ли закупать в школу ноутбуки, которые сильно отличаются от тех, которыми ребенок обычно пользуется дома? Есть проблема и в их дороговизне. Это качественная техника, но насколько оправданна такая разница в цене по сравнению с Acer и Asus? Вообще я вижу, что старшие ребята смотрят с завистью на младших из-за этих макбуков. И, например, учителя информатики старой школы, работающие с 1980–1990-х годов, традиционно любят Macintosh. В Москве к ним любовь появилась еще задолго до того, как Дмитрий Медведев стал пользоваться айфонами и айпэдами.

В последние 1,5–2 года в школы стали вливать просто огромные деньги на технику. И, в принципе, в информатизации школ многое стало делаться разумнее. Интересно развивается проект с электронными журналами. Вместо «зоопарка» разных ИД сразу закупили наиновейшие интерактивные доски ACTIVboard, учителям привезли качественные ноутбуки.

Но всегда возникает вопрос с сочетанием «цена — качество». Сколько тех же досок будет сразу грамотно запущено в образовательный процесс (именно так, чтобы были использованы уникальные возможности этой модели)? В Москве-то опыт точечный. Уверен, что вебинарами или очными курсами (для одного человека от школы), которые проводят «технари», проблему не решить. У учителей просто создадут иллюзию овладения техникой.


«Я вижу, что старшие ребята смотрят с завистью на младших из-за этих макбуков»

И вы думаете, проблема только с дорогими макбуками? Макбуки — это лишь вершина айсберга. Большие деньги вкладывают в разного рода образовательные порталы. Решения об их создании принимаются без серьезного мониторинга уже существующего рынка, и в итоге создается лишь слабый аналог того, что уже есть. А потом, чтобы создать иллюзию посещаемости, включают режим «рекомендательных писем». Или школьные «сетевые сообщества», которые на практике становятся лентой новостей.

Или возмутительнейшая ситуация с сайтами школ. В Москве они унифицированы, но придуманная кем-то структура не позволяет родителям найти там действительно нужную информацию. Сплошные положения, приказы, указы.... И ладно бы если только относящиеся именно к этой школе. Управление образования регулярно пересылает документы из прокуратуры, военкомата, разных «надзоров» для размещения их на школьном сайте. А регулярные переводы на новые, но сырые решения? С «ручным» переносом всего контента, накопленного на школьном сайте в предыдущие годы... Для людей, понимающих в информатизации, это просто дикость. Почему же это терпят в системе образования?

Электронный документооборот современной московской школы — это отчетность по сайту «КПМО» (16 форм только за сентябрь), «Аналитика и статистика» (за сентябрь, если не ошибаюсь, 8 форм), еще есть «Статград», Московский регистр качества образования, запросы и мониторинги от методического центра и управления образования, система «электронный журнал» и т.д. Излишне говорить о дублировании информации. Обещают, что все эти базы будут обмениваться данными автоматически. Но, если честно, верится в это очень слабо. Потому что за каждой такой «системкой» — чьи-то интересы и амбиции...

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter